Выдающийся русский флотоводец конца XVIII - начала XIX столетия Дмитрий Николаевич Сенявин родился 6 августа 1763 года в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии Его предок Наум Сенявин прославился крупной морской победой в бою у о. Эзель в 1719 г. во время Северной войны. Отец Дмитрия Николаевича тоже служил во флоте. В феврале 1773 года 10-летнего Дмитрия определили при помощи его дяди А.Н. Сенявина в Морской шляхетский кадетский корпус.
Первые три года кадет мало утруждал себя знаниями, однако наставления дяди-флотоводца и старшего брата, уже офицера, заставили подростка взяться за учёбу. В 1777 году Сенявина произвели в гардемарины. Следующим летом он впервые ходил в плавание от Кронштадта до Ревеля и обратно. В 1779 году в эскадре контр-адмирала Хметевского на корабле “ Преслава “выходил для защиты нейтрального судоходства. Плавание у берегов Норвегии оказалось неплохой школой. Когда в начале 1780 года Дмитрий Сенявин на отлично сдал выпускные экзамены, он уже имел точное представление, что такое морская служба.
1 мая 1780 года выпускник корпуса мичман Сенявин на корабле “Князь Владимир “ отправился с эскадрой а Атлантику для охраны судоходства, по результатам 2-х летного плавания командование отметило его “ отличное радение в службе “. После возвращения домой в 1782 году подающего надежды офицера назначили на средиземноморскую эскадру, но перед выходом вместе с 15 другими мичманами откомандировали на Азовскую флотилию. Сенявин служил на корабле “ Хотин “, на новом фрегате “Крым “. В 1783 году фрегат перешёл в Ахтиарскую бухту, где был основан Севастополь.
На следующий год Д.Н. Сенявин – командир корабля “ Святой Александр Невский “, на котором 4 компании крейсировал в Чёрном море. В январе 1796 года Дмитрия Николаевича произвели в капитаны 1-го ранга и дали “ под команду “ 74-х пушечный корабль “ Святой Пётр “. На нём Сенявин в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова отправился на Средиземное море и участвовал во всех боевых действиях в Архипелаге. За взятие крепости Святой Мавры он получил орден Святой Анны 2-й степени.
“ Мессудие “ уже готовился свалиться на абордаж, но меткие выстрелы “ Рафаила “заставил капудан-пашу отойти. Вслед за “ Рафаилом “ вступили в бой остальные корабли атакующей группы, действуя против назначенных им кораблей противника. “ Уриил “ вынужден был перенести огонь с “ Сед-эль-Бахри “ на “ Мессудие “ чтобы помочь “Рафаилу “. К 9 часам все атакующие корабли встали на свои места против трёх турецких флагманов. С дистанции картечного и даже ружейного выстрела они метким огнём наносили им серьёзные повреждения в парусном вооружении и поражали личный состав турецких кораблей. При этом “ Селафаил “ почти час сражался один на один с “ Сед-эль-Бахри “. Около 9 часов Д.Н. Сенявин на “ Твёрдом “, а вслед за ним и остальные три корабля его группы – “ Скорый “, “ Ретвизан “, “Святая Елена “ – вышли в голову турецкого флота. “ Твёрдый “, сбив выдвинувшийся вперёд турецкий фрегат, преградил путь головному кораблю и дал по нему продольный залп почти в упор. Получив сильнейшие повреждения, турецкий корабль лёг в дрейф и тем самым остановил движение всех остальных кораблей. Не выдержав огня русских кораблей, турецкий флагман “ Мессудие “ около 10 часов вышел из боя и уклонился к западу. По сигналу Д.Н. Сенявина за ним устремился “ Сильный “, войдя в самую гущу неприятельского флота и громя их с обоих бортов. Турецкие корабли стали уходить к полуострову Афон. Сильно повреждённый “ Сед-эль-Бахри “ и конвоирующие его линейный корабль и два фрегата направились в залив Айон-Орос. Д.Н. Сенявин послал вдогонку “ Селафаил “ и “ Уриил “ В ночь на 20 июня “ Сед-эль-Бахри “ был захвачен у полуострова Афон “ Селафаилом “ Сопровождавшие турецкий флагман корабли при появлении русского корабля бросили повреждённый корабль и ушли в глубь залива к остову Николинда. “ Селафаил “ взял “ Сел-эль-Бахри “ на буксир и повёл его к эскадре. Для преследования и уничтожения линейного корабля и фрегатов, укрывшихся в заливе Айон-Орос, Сенявин направил “ Ретвизан ”, “ Сильный “, “ Уриил “ и “ Святую Елену “ под командованием А.С. Грейга. Утром 21 июня, видя безвыходность своего положения, не решаясь вступить в бой, корабль и оба фрегата выбросились на мель и после своза команд на берег были сожжены. Ещё один линейный корабль и фрегат не могли держаться на воде и были сожжены самими турками у острова Тино, а два фрегата потонули у острова Самотраки. Флот султана лишился 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, корвета и более 1000 человек убитыми и на долго перестал существовать как боевая сила. Потери русской эскадры составили 77 убитыми и 182 раненый ( в числе погибших был и командир “ Рафаила “ капитан 1-го ранга Д.А. Лукин ).
В1807 году, когда в ходе англо-русской войны 1807-1812 годов русская эскадра, возвращавшаяся в Россию, была блокирована в Лиссабонском порту превосходящими силами английского флота, Д.Н. Сенявин вступил в переговоры с английским командованием и добился сохранения русских кораблей путём их интернирования до окончания войны. 5 августа 1809 года экипажи русских кораблей на транспортах были отправлены в Россию. Александр I оказался недоволен самостоятельными действиями Сенявина. По возвращении в Санкт-Петербург он был понижен в должности. Три года он исполнял должность командира Ревельской эскадры. 2 мая 1811 года Д.Н. Сенявина назначили командиром Ревельского порта.
Во время движения декабристов, хотя Сенявин сам непосредственного участия в нем не принимал, имя знаменитого адмирала связывалось с декабристами. Из материалов следствия по делу декабристов явствует, что декабристы предполагали поставить его во главе Временного правительства России. Уже в последние годы жизни Д.Н. Сенявин снова был призван на службу. Приближалась новая война с Турцией. Сенявину поручено было командовать эскадрой, шедшей в Англию для дальнейшего следования в Архипелаг. В замечательном приказе, данном 5 августа 1827 г. на имя Гейдена, Сенявин выразил свое отношение к матросам:
"Весьма важным считаю обратить особенное внимание вашего сиятельства на обхождение гг. командиров и офицеров с нижними чинами и служителями. Сделанные мною замечания на сей предмет показывают мне, что гг. офицеры имеют ложные правила в рассуждении соблюдения дисциплины в своих подчиненных. Нет сомнения, что строгость необходима в службе, но, прежде всего, должно научить людей, что им делать, а потом взыскивать на них и наказывать за упущения. Надлежит различать упущение невольное от умышленного или пренебрежительного: 1) требует иногда снисхождения, 2) немедленного взыскания без послабления... Начальники и офицеры должны уметь возбудить соревнование к усердной службе в своих подчиненных ободрением отличнейших. Они должны знать дух русского матроса, которому иногда спасибо дороже всего. Непристойные ругательства во время работ не должны выходить из уст офицеров, а неисправность и проступки матросов наказуются по установленной военной дисциплине. Так как может случиться, что ваша эскадра будет употреблена на военные действия, то тем паче должны гг. командиры и офицеры приобресть к себе искреннюю любовь подчиненных, дабы с лучшею пользою употреблять их в нужное время... Предлагаю вашему сиятельству всякий раз, когда представится удобность, посещать корабли и фрегаты, в команде вашей состоящие, осматривать во всех частях исправность оных, содержание людей, больных и испытывать знание матросов в экзерцициях. Сверх того, слабые познания матросов, особенно в обращении с артиллерией, поставляют вас в непременную необходимость, как возможно чаще обучать их пушечной экзерциции и довести их до надлежащих успехов по сей части, ибо артиллерия решает победы".
В 1813 году Д.Н. Сенявин подал прошение об отставке. Только в 1825 году, когда на престол вступил Николай I, вспомнили о заслугах Николая Дмитриевича перед Отечеством. Царь вернул его на службу и даже назначил его своим генерал-адъютантом, наградил алмазным знаком ордена Святого Александра Невского и выдал пособие в 36000 рублей. В августе 1826 года Д.Н. Сенявина произвели в адмиралы. В 1830 году Д.Н. Сенявин долго болел и вынужден был уйти в отставку.
Умер Дмитрий Николаевич Сенявин 5 апреля 1831 года. Адмирал просил похоронить его скромно, но император организовал торжественное погребение и лично командовал почётным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка.
Именем Д.Н. Сенявина названы группа островов в архипелаге Каролинских островов, мыса в заливе Бристоль Берингова моря и на юге-востоке остова Сахалин, ряд кораблей русского и советского флота.