Найти тему
Исторические сражения

Как храбрый король стал главным мерзавцем эпохи

Литературный талант должной силы и обаяние способны легко погубить даже самую незапятнанную репутацию. Особенно, если в союзники этот талант привлечет время – обывателю оно необходимо, чтобы перестроить собственное представление и начать верить в то, что так упрямо транслируют в мир власть имущие. Это рано или поздно произойдет при должной массированности психологической обработки, особенно если подключить к делу кого-то, кто считается авторитетом в сфере гуманизма. Хороший пример – история английского короля Ричарда III, которому немало досталось любви и уважения подданных при жизни. И куда больше – посмертной ненависти. Причем незаслуженной.

У Томаса Мора этот правитель предстал коварным интриганом, путем обмана и зверств посмел занять трон. Шекспир создал ярчайший образ закомплексованного негодяя, который самоутверждается через убийства и жестокости. А Стивенсон показал нам твердого и капризного бойца, который не жалеет ни себя, ни подчиненных на пути к мимолетной славе. Все эти образы прекрасны с художественной точки зрения, хотя и имеют общий недостаток – они совершенно не соответствуют исторической правде. Вот только Шекспира переспорить очень сложно, так что о мудром и справедливом Ричарде Глостерском теперь говорят, пожалуй, только профессиональные историки.

Гравер: John Gilbert
Гравер: John Gilbert

Обычно сторонники демонизации этого короля приводят простые факты. Он узурпировал власть, оттеснив двух сыновей Эдуарда IV (кстати, тоже Эдуарда и Ричарда), казнил лорда Грея и графа Риверса Энтони Вудвилла, да и вообще был нелюбим подданными. Ну а в качестве вишенки на торте его обвиняли в смерти Эдуарда IV и собственной жены. Довершает облик мерзавца телесное уродство – неприятное лицо и огромный горб. Что бы можно сказать в оправдание такому чудищу? Оказывается, многое.

Начать стоит с того, что большинство портретов Ричарда довольно поздние и написаны уже после его смерти. А вот на тех, что близки королю хронологически, рентгенограмма выявила массу поздних доработок. Сводящихся главным образом к пририсовке горба. До того наблюдалось лишь незначительное искривление позвоночника, вследствие чего одно плечо немного превышало другое. И только.

Фото афиши конца XIX века
Фото афиши конца XIX века

Ричард действительно родился нежным и болезненным ребенком. Но огромная сила воли, постоянные воинские упражнения закалили его и сделали крепким бойцом. Он много и верно служил Эдуарду IV, от которого получил титул герцога Глостерского еще в 9-ти летнем возрасте, а позднее несколько раз отличался в битвах (особенно при Барнете и Тьюксбери), что позволило ему стать правой рукой Эдуарда. И даже правителем всей северной Англии. Кстати, когда умер Эдуард IV, его верная рука Ричард Глостерский находился далеко – он по приказу почившего правителя воевал с Шотландией. И по завещанию назначался опекуном Эдуарда V – одного из принцев. Что сначала вполне честно исполнял – принес присягу и даже начал чеканку монеты с новым правителем на аверсе. Но тут вмешалась партия вдовствующей королевы – матери детей. Вот тогда-то Ричард и усилил свою власть, отправив принцев в Тауэр. Не для заключения, а чтобы оградить их от влияния родни матери, которая рьяно рвалась к власти. Тогда же примерно и случился заговор против него и принцев, в результате которого были арестованы лорд Грей и 2-й граф Риверс, позднее казненные.

Тут еще выяснилось, что король-предшественник женился на Елизавете, не расторгнув прежней помолвки. Так что выходило, что принцы не могли претендовать на трон, поскольку по законам той поры считались бастардами. И Ричард Глостерский был единственным, кто имел на это право. Вот тогда-то он и стал королем, причем по единодушной просьбе народа. И никакого кровавого захвата. Наоборот, хроники показывают, что везде в Англии Ричарда встречали с восторгом. А жители Йорка, которые его просто обожали, за свой счет (сумма добровольных пожертвований была огромная) устроили ему пышную встречу, устелив улицы коврами!

Иллюстратор: Cecil L. Doughty
Иллюстратор: Cecil L. Doughty

Позднее случился еще один заговор против короля, в результате которого лишился головы герцог Бэкингем, а Маргарита Бофорт отправилась под надзор собственного мужа, что в общем-то и стало стратегической ошибкой. Ну а так Ричард за время правления простил многих заключенных, улучшил налогообложение и провел судебную реформу, благодаря чему делопроизводство велось на родном языке, вытеснив непонятную простому люду латынь.

Что касаемо несчастных детей Эдуарда IV, чьи скелеты (предположительно, поскольку на генетические исследования добро пока еще не получено и все что есть – примерная экспертиза 1933 года) нашли под тауэрской лестницей в XVII уже веке. Но вот только факты все не позволяют приписать эти убийства Ричарду. Во-первых, найдены архивные счета, в которых расписаны расходы на содержание неких очень важных узников. И расходы эти прослеживаются до самой гибели Ричарда.. Кроме того, мать принцев уж точно не считала Ричарда детоубийцей, поскольку прекрасно с ним общалась все это время и не выказывала особой антипатии к его личности.

Ричард III ударом копья выбивает вражеского знаменосца из седла. Битва на Босвортском поле, 1485 год. Иллюстратор: Graham Turner
Ричард III ударом копья выбивает вражеского знаменосца из седла. Битва на Босвортском поле, 1485 год. Иллюстратор: Graham Turner

Но, как известно, корона довольно лакомый кусок, чтобы вот так просто от него отказываться. И в результате многократных попыток свергнуть власть (Генрих Тюдор предпринимал их как минимум дважды, и это не считая претендентов помельче) попытка переворота все же удалась. Все закончилось битвой при Босворте, когда Ричард показал себя храбрым воином, а Генрих Тюдор – неумелым воякой. Вот только исход битвы решила не доблесть, а серия предательств – несколько сторонников Ричарда перешли на сторону Тюдора. Более того! Когда отряд рыцарей во главе с Ричардом прорвался к Тюдору, который бы неминуемо погиб (он вообще дурно обращался с оружием), братья Стэнли (Томас и Уильям) вдруг решили, что переход в партию Тюдоров им выгоднее. Именно они отразили натиск группы рыцарей Ричарда и, пользуясь численным превосходством, убили его. Так закончилась эпоха Йорков.

Уже в ХХI столетии ученые обнаружили и исследовали останки Ричарда. Оказалось, что в бою король потерял шлем и получил как минимум две смертельные раны в голову (всего их нашли 10, 8 из которых на голове, но роковые – только одна или две). А еще скелет сохранил множество следов посмертного глумления – видимо, так выигравшая сторона мстила за свои прежние страхи и неудачи.

Последнее сопротивление короля Ричарда... Иллюстратор: Justo Jimeno
Последнее сопротивление короля Ричарда... Иллюстратор: Justo Jimeno

По всей Англии стали массированно культивироваться слухи о массовых злодействах Ричарда, что в итоге и создало известную нам легенду о горбатом злодее. Но вот жители Йорка все же отважились и написали в своих хрониках, что Ричард III пал незаслуженной смертью от руки предателей. И что жители города скорбят о такой потере – удивительная смелость, оставшаяся незамеченной до самого конца ХХ столетия.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала