Найти тему
Горе от ума!

Тише едешь- дальше будешь!

«На легком тормозе непрерывно вперед»

П. А. Столыпин.

   Время кардинальных изменений, которые весьма условно и с натяжкой можно назвать реформами в образовании, захлестнувших всю систему образования и воспитания носят не последовательный, а скачкообразный и совсем не системный характер. И это (даже не развитие) движение начинает обретать характер неизбежности. 

Любые изменения особенно в образовании чреваты последствиями, которые исправить будет не так легко как начать. В такой чувствительной сфере, касающейся каждого жителя страны как в образовании и воспитании будущего строителя страны, изменения (или реформы) должны программироваться на десятилетия с четким определением условных итоговых отчетных маяков с возможностью внесения корректировок без ущерба базовых определяющих конечных целей и задач.

  С моей точки зрения, сегодняшние изменения направлены на создание условных оценочных рамок уровня усвоения знаний учащимися школы. И эти требования едины как в мегаполисах, так и в провинции. Говоря иначе, в человеке видят всего лишь техническую функция достижения определенных целей. Ученик превращается в механический винтик огромного механизма. Его запросы и возможности как творческой личности слабо востребованы. Причем у всех участников образовательного процесса (государство, родитель, ученик) свои задачи и запросы! Мало связанные друг с другом! 

Но для того чтобы выстроить единые требования, необходимо создать единые условия. Здесь огромная разница!!!

Требования обозначены.

Есть единые стандарты! Есть единые ВПР (Всероссийские проверочные работы). Единый государственный экзамен.

Но нет единого и прочного фундамента!!! Есть большие разрывы в возможностях образовательных организации.

 Это и материально-техническая база и квалифицированные кадры и т.д.! Не построив фундамент, мы начали строить дом! Насколько он будет прочен и устойчив??? 

Вот и я так думаю!!!

Но «реформаторы» спешат. Причем это уже обретает хронический характер. Каждая реформа должна иметь совершенно четкие сроки и конечные цели! Не реформа ради реформы, а системные изменения для выполнения более значимой Государственной идей. Чтобы реформа в такой чувствительной и значимой сфере как образование побуждала другие сферы жизни человека к позитивным изменениям. (Пример : Реформы Александра II 1861 год).

При современном подходе к  изменениям в отдельно выделенной сфере как образовании, мы всегда будем вынуждены догонять другую сферу жизнедеятельности человека – экономику как определяющую и главную! И все время будем отставать! 

Отставать и догонять!!! 

Отставать и догонять!!!

Проблема в том, (не настаиваю в абсолютности своего утверждения) что нет важного связующего звена между образованием и развитием экономики. Это две параллели, которые пересекаются только по мере необходимости одного из них! Они должны тесно пересекаться и взаимодействовать. Либо экономика как локомотив должна тащить образование, либо образование должно определять вектор движения экономики! На сегодня нет ни того ни другого.

При современном разобщенном подходе базовый набор образовательной деятельности обречен на постоянные изменения. То есть с развитием НТР требования к системе образования будут расти. И опять мы будем догонять. Догонять отставая! 

Возможности человека особенно в школьном возрасте ограничены. Значит придется чем – то жертвовать для того, чтобы соответствовать высоким требованиям проводимых преобразовании! Чем???

 Скорее всего, здоровьем ученика! Не велика ли цена? А может стоить изменить базовые ориентиры?  

Обобщая сказанное: на сегодняшний день при современном подходе к необходимым изменениям, образование не постоянная, а переменная составляющая, на базе которой не продуктивно строить фундаментальные изменения ни в экономике, ни в политике, ни в социальном устройстве государства! 

Было бы правильно обратить внимание на воспитательную составляющую образовательно-воспитательного процесса. А если быть точным на воспитательно – образовательный процесс!!! 

Если обратиться к истокам создания школы, то основополагающей идеей было именно воспитательное начало самого процесса обучения и становления человека.

 В свой научной работе «Великая дидактика» Я.А. Коменский обозначил именно эти моменты. Но сложность современного использования его трудов в том, что в XVI веке основной упор делается на религиозное составляющее! 

Л.Н. Толстой в своей школе в Ясной поляне использовал воспитание как основной элемент формирования человека.

 Россия многонациональная поликультурная страна. Великое историческое наследие каждого отдельно взятого народа может явиться исходной базой формирования и реализации глобальной государственной идеологии! Она (идеология) сейчас необходима. Это самая важная и неотложная задача для гражданского общества России. 

Петр Аркадьевич Столыпин в начале ХХ века проводя большие реформы в масштабах всей огромной державы  предполагал, что возможны определенные сбой и отклонения от направленности изменений. Зная это, он часто любил повторять «На легком тормозе непрерывно вперед». И это актуально сейчас как никогда. Особенно для очень чувствительной сферы образования!