Найти тему

Ворота Иштар. Загадочное животное древнего Вавилона, поставившее исследователей в тупик.

Сегодня мы обладаем уникальной возможностью видеть многие произведения искусства Древнего Востока в европейских музеях. Так, волею случая, и «Ворота Иштар» оказались в Пергамском музее в Берлине. Один из известнейших немецких археологов Роберт Кольдевей, имевший большое влияние в немецком научном сообществе конца XIX в. смог добиться финансирования археологических раскопок в Месопотамии на месте, где находился Древний Вавилон.

Стены Древнего Вавилона. Современный Ирак.
Стены Древнего Вавилона. Современный Ирак.

Раскопки в долине реки Евфрат продолжались 18 лет, вплоть до вступления британских войск в Багдад в 1917 во время Первой мировой войны. За этот период было открыто множество сооружений древнего города, возведенного Навуходоносором II: крепостные стены, три царских дворца, один из которых с теми самыми «висячими садами», остатки храма бога Мардука и знаменитый зиккурат «Этеменанки», он же «Вавилонская башня».

Вавилон Навуходоносора II. 575 г. до н. э. Реконструкция.
Вавилон Навуходоносора II. 575 г. до н. э. Реконструкция.

«Ворота Иштар». Реконструкция.
«Ворота Иштар». Реконструкция.

Самыми хорошо сохранившимися и интересными с художественной точки зрения памятниками, раскопанными во время экспедиции стали «Ворота Иштар» и «Дорога процессий», ведущая к храму Мардука. Стены этих сооружений были украшены особой формой монументальной живописи — глазурованными кирпичами с рельефными изображениями львов, туров, а также фантастических существ – сиррушей, желтого и белого цветов на ярком синем фоне. По верху стен тянулся изразцовый фриз и ряд зубцов.

Сирруш — существо, чье тело состоит из частей тел различных животных (передние лапы — львиные, голова и шея — змеиные или драконьи, задние лапы — орлиные, а на хвосте — жало, как у скорпионов), — воплощение Мардука, бога-покровителя Вавилона.

Тур
Тур

Туры — древние быки, которые считались крайне свирепыми. Кроме того, это аллегорическое изображение Адама, бога бурь, плодородия и урожая.

Лев
Лев

Масштаб этого грандиозного сооружения, наивная декоративность образов, насыщенный колорит, техника создания живописных рельефов из глазурованного кирпича — все это в сочетании с высоким уровнем мастерства древних вавилонян впечатляет зрителя, стоит ему только зайти в залы Пергамского музея.

Глядя на это прекрасное произведение древнего восточного искусства, мы сразу представляем, какой долгий путь прошла монументальная живопись от памятников Вавилонского царства до изразцовой мозаики периода развития искусства Модерна (рубеж XIX — XX веков).

-6

Во время археологических работ верхняя часть «Ворот Иштар» обрушилась. В Берлин были доставлены сотни обломков сооружения, из которых позднее Ворота были восстановлены максимально точно. Роберт Кольдевей не дожил до этого момента, но благодаря этой экспедиции навсегда вписал свое имя в историю мирового искусства.

-7

Надпись, которую Навуходоносор II приказал поместить на воротах Иштар (где именно — не известно), гласит:

«Я — Навуходоносор, царь Вавилона, благочестивый князь, поставленный волей Мардука, высший жрец, возлюбленный Набу, рассудительный, который научился избирать мудрое, который постиг божественную сущность Мардука и Набу и почтил их величие... первородный сын Набополасара, царь Вавилона...

Я снес эти ворота и обложил их фундамент на уровне грунтовых вод асфальтом и кирпичами. Я приказал построить их из кирпичей с синими изразцами, на которых изобразил чудесных быков и драконов-сирруш. Я покрыл их крыши, положив величественные кедры, я поставил двери из кедра, обитые бронзой, во всех проемах. Я сделал диких быков и ужасных драконов на воротах. Я украсил их таким роскошным великолепием, чтобы народы смотрели на них и удивлялись.»

И мы удивляемся…!

Стены «Дороги процессий». 575 г. до н. э.
Стены «Дороги процессий». 575 г. до н. э.

Автор статьи: Неклюдова Елена.