Найти в Дзене
Линии жизни

Синдром отличника, или почему опасно быть лучшим?

Работая больше тридцати лет в школе, причем в разных статусах, в том числе и директора, наблюдаешь насколько важно для отдельных родителей, чтобы их ребёнок был лучшим из лучших, причём даже если это в ущерб самому ребёнку.

Нет, я сейчас не о всестороннем развитие, не о многочисленных кружках, секциях, школах развития, репетиторах по которым родители не устают возить своих любимых чад, хотя это тоже тема для разговора.

И не о тех родителях, которые обвиняют в округе всех учителей и администрацию школы в необъективности, в неумении находить к его сокровищу индивидуальный подход, а он реально знает на «отлично».

Я сейчас о той категории родителей, для которых жизненно необходимо, чтобы фотография сына или дочери непременно висела в школе на доске почёта. Ведь отличник – гордость семьи!И это требование предъявляется прежде всего к самому ребёнку. В нем воспитывается понимание того, что он обязан быть лучшим, что он не имеет права на ошибку, что для него не существует оценки «хорошо», а только «отлично». Психика таких детей постепенно поражается «синдромом отличника».

Родители умиляются, глядя на своего ответственного ученика, гордятся им на всех уровнях. Казалось бы, что же плохого в том, что у ребёнка развито здоровое честолюбие…

Проблема в том, что для большинства школьников учёба огромный труд и статус отличника даётся им очень нелегко. Нервная система работает на износ, из-за внутреннего цербера, из-за страха оступиться у ребёнка откуда не возьмись, появляются различные заболевания, которые в определённый момент могут пагубно сказаться на общем физическом состоянии всего организма. И самое страшное, что в какой-то момент организм может дать сбой.

К тому же «лучший из лучших» с каждым годом ощущает всё больший дискомфорт среди сверстников. Абсолютных отличников, которые никогда не оступаются и являются мерилом успешности для всех окружающих, мягко говоря, не долюбливают. Их не берут в свои игры, позднее не зовут в компании, на дни рождения. Так появляется трагический отрыв от среды, неизбежное одиночество избранного.

Со временем у отличников вырабатывается зависимость от похвалы, ревность к успеху других, мстительность и тревожность, проблемы с самооценкой.

И, наверное, самая большая опасность «синдрома отличника» кроется в том, что рано или поздно лучший ученик может не справиться и получить не высший балл. Ребёнок, зависимый от пятёрок, воспринимает такую ситуацию крайне болезненно. Неудача вызывает у него чувство не состоятельности, подавленности, страха и нередко может перейти в невротическое состояние.

Рано или поздно школа заканчивается, а стремление любой ценой оставаться лучшими, пусть даже для этого понадобиться выжить из себя все силы, не проходит. Став взрослыми, эти люди превращаются в сумасшедших перфекционистов.

Поэтому для любящего своего ребёнка родителя, несомненно, важно развивать успешность своего школьника, но не в коем случаи ни «синдром отличника».

Помните, что даже, если вы и не предъявляете к своему чаду сверхвысоких требований, но ваш младший школьник не дополучает от вас необходимого для него количества ласки, любви, восхищения и похвалы, он начинает думать, что недостаточно хорош для вас, и пытается заработать, заслужить любовь значимых для него взрослых примерной учёбой и поведением. Как правило, мерило «хорошести» в этом возрасте для него – пятёрки. А потом, он и сам к этому привыкает и сколько бы ни хватал с неба звёзд, ему всегда будет мало.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок развивался в меру своих сил и способностей, а не заболел«синдром отличника», воспользуйтесь советами детских психологов:

Ребёнок должен быть уверен в том, что, чтобы его любили близкие ему люди, он вовсе не обязан быть идеальным.

Нельзя игнорировать ребёнка, если он не порадовал вас сегодня хорошей отметкой.

Школьная оценка – это не оценка его личности, а оценка конкретной работы по конкретному предмету, выполненная в конкретный день.

Не надо ругать школьника за плохие отметки, гораздо правильнее выяснить, почему так получается и предложить помощь по исправлению ситуации.

Нельзя пугать плохими отметками. Плохая отметка – это опыт и часто стимул справиться с временными трудностями.

И самое важное, никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, даже, если это в его пользу. Ребёнок индивидуальность, личность, он может быть хуже или лучше только себя самого вчера и сегодня.