Собаки - наши давние домашние товарищи. Дарвин (1872) рассматривал собак как сравнительный пример в своей работе об эмоциональной экспрессии между видами. Разделяя с нами среду обитания, собаки развили замечательные социальные навыки межвидового общения. Поэтому неудивительно, что ученые изначально заинтересованы в понимании опыта, поведения и познания собак. Однако доказать, что кто-то что-то испытывает, невозможно, потому что опыт субъективен.
Мы никогда не узнаем, что другой человек испытывает то же самое, что и мы. В основе психологии и физиологии всегда лежат тонкие различия, хотя крупномасштабные реакции внутри вида могут быть схожими. Откуда же тогда мы можем знать что-либо о внутренней жизни других видов животных, таких как наши собаки-компаньоны?
В исследованиях человеческих нейро-процессов "эмоции" и "чувство" часто разделены, потому что эмоции могут быть направлены на объективное экспериментальное исследование через поведенческие и нейрофизиологические наблюдения, в то время как чувство субъективно: о том, каково это, и как оно интерпретируется субъектом, можно судить только косвенно. Ученые могут обнаружить поведенческие и физиологические корреляции между собственным счастьем и счастьем подопытного, но каждый из участников эксперимента может чувствовать и интерпретировать эмоции по-своему.
Ученые утверждают, что способность к эмоциям может существовать в любой филогении, и эмоции могут состоять из различных наборов параллельных поведенческих, соматических, физиологических и когнитивных реакций у разных видов. Одной из трудностей при рассмотрении эмоциональных состояний у собак является несоответствие терминологии в исследованиях. Избегание антропоморфных терминов оставило многие собачьи аффективные явления без стандартизированной терминологии. Различные исследователи использовали разные термины для обозначения одного и того же явления, или похожие термины для обозначения отдельных явлений.
Человеческое социальное познание влияет на восприятие эмоционального состояния собаки. Существование эмоций у собак и восприятие собачьих эмоций людьми, ухаживающими за собаками, являются отдельными вопросами. Повседневная жизнь предоставляет людям множество возможностей неправильно истолковать разум, стоящий за поведением собаки. Например, хозяин животного может неправильно истолковать аффективное состояние собаки при беспокойстве по поводу разлуки.
Согласно трехфакторной теории антропоморфизма, поведенческие интерпретации, часто действительные для других людей, также легко можно отнести к животным, таким как собаки. Таким образом, человеческое, биологически настроенное социальное восприятие является отправной точкой, поскольку оно фильтрует наше понимание собачьих эмоций.
Ученые довольно последовательно классифицируют эмоциональное поведение собак в различных контекстах. Человеческое дружелюбное поведение у собак легче всего распознать, в то время как агрессию и страх определить сложнее.
Опыт дрессировки собак, а не просто опекунства, улучшает интерпретацию собачьего поведения. Подопытные могут отличать счастье (88% ) и гнев/агрессивность (70%) по морде собаки, но определение других дискретных выражений менее надежна: Страх 45%, Печаль 37%, Сюрприз 20% , Отвращение 13%.
Восприятие других людей зависит от многих факторов. Человеческий социальный разум имеет предубеждение о намеренности, из которой может возникнуть антропоморфизм. Присвоение неживым существам разума и других человеческих характеристик усиливается личными связями.
Люди также проецируют свои взгляды на собак, и их восприятие собак также подвержено влиянию стереотипов. Таким образом, люди легко приписывают психические и эмоциональные состояния собакам-компаньонам, а человеческая интерпретация собачьих эмоций фильтруется психологическими характеристиками человека.
Интересно, что люди могут также отрицать «человечность» в других людях. Они постоянно приписывают более сложные эмоции своим членам в группе, чем членам аутгруппы. В исследовании по визуализации мозга человека наблюдение за изображениями экстремальных членов аутгрупп (таких как наркоманы или бездомные) не дало результата в виде медиальной активации префронтальной коры, связанной с социальным познанием.
Нейронная поддержка основных (первичных) собачьих эмоций
Общепризнано, что основные эмоциональные состояния, такие как гнев, счастье и страх, эволюционно адаптивны и у них имеются универсальные модели выражения человеческих лиц. Основные эмоциональные состояния связаны с нейронными структурами лимбической системы и ее связями с неокортексом у млекопитающих. Специфические базовые эмоции связаны со специфическим химическим балансом нейротрансмиттера в мозгу.
Домашняя собака, как член млекопитающего отряда, имеет мозг, который включает в себя все основные структуры и связи, поддерживающие основные эмоциональные функции. Мозг собаки включает в себя, двустороннюю, лимбическую систему; миндалину с ее сенсорными и корковыми связями; поясничную кору; и сенсорно-моторную кору и изоляцию, глубоко внутри псевдосильвиальной трещины (у людей Сильвийская трещина занимает топологически эквивалентное положение). Собаки также имеют относительно большую префронтальную кору, которая не связана напрямую с двигательными функциями.
Методологический прогресс и будущие направления деятельности
Многочисленные темы, такие как теория ума у собак и возможные эмоциональные латерализации или гендерные эффекты, заслуживают большего обсуждения. Многие личные и экологические факторы лежат в основе индивидуальных различий в человеческих эмоциональных процессах и подобные различия также встречаются у собак. Отношения доминирования могут влиять на собачьи эмоции через мозговые нейрохимические концентрации.
Форма черепа у собак также может влиять на формирование мозга и, следовательно, познание и эмоции. Нет причин, по которым собаки не могли бы иметь уникальных эмоциональных состояний, которых у человека нет, например, состояний, связанных с их обонятельным миром и функцией пириформной коры головного мозга. Этим темам, несомненно, будет уделяться больше внимания в будущем. Ученым требуются больше исследований эмоционального мира собак, наряду с разумной осторожностью в интерпретации и обобщении полученных результатов.