Чем полезна статья:
- Как свести на нет приступ злости у ребенка.
- Сказка о принятии чувств.
Время чтения: ~ 2 минуты
Входная дверь хлопнула так громко, что мышка Сагузка вздрогнула. На пороге стоял Дормон: уши опущены, лапки с силой сжимают лямки рюкзака.
- Что случилось?
Серый мышонок, не поднимая глаз, прошёл в детскую.
Мышка последовала за ним. Дормон недовольно буркнул младшим мышатам, чтобы отстали, и Сагузка в нерешительности замерла на пороге.
Что делать? Пойти за ним и потребовать объяснений? Он не хочет говорить. Оставить как есть и не вмешиваться? Но он еще такой маленький, что вмешательство может оказаться необходимым.
Сагузка переминалась с лапы на лапу, не зная, как поступить. Взглянула на часы: скоро придёт Папа-мышь - там и обсудим. Мышка вернулась на кухню.
За ужином вся семья собралась за столом. Тофитта и Рум, как всегда крутились и шумели. Но этим вечером отличился и Дормон: он громко хлюпал супом и словно специально ударял ложкой о тарелку при каждом зачерпывании.
Папа-мышь сделал замечание. Потом ещё одно. И, когда отец заговорил на повышенных тонах, Дормон с яростью отшвырнул тарелку и встал из-за стола.
- Останешься без чая! Убери за собой, - прикрикнул Папа-мышь.
- Не буду! - прошипел в ответ Дормон.
Младшие мышата притихли, впервые наблюдая подобную сцену.
Папа-мышь начал подниматься из-за стола, но Сагузка подала ему знак остановиться.
Ужин закончили в угрюмом молчании.
Сагузка думала, как лучше поступить.
В детской никого не было. Мышка зашла под предлогом разобрать вещи малышей. Дормон сидел у окна и невидящим взглядом смотрел на снег.
- У тебя всё хорошо? - осторожно спросила мышка.
- Нет, - с нажимом ответил Дормон, - Сама не видишь?
Хамство мышка терпеть не собиралась. Но что-то подсказывало ей, что нравоучения могут подождать.
- Ты чем-то расстроен?
- Просто счастлив.
Ну и наглец! С другой стороны, он ребёнок, не нужно об этом забывать.
Сагузка подошла и нежно погладила серую голову сына:
- Малыш...
Дормон дёрнулся, высвобождаясь.
Это уже слишком, мышка стояла и прокручивала в голове варианты: отругать, наказать, расспросить, пожалеть, прочитать лекцию, не обращать внимания...
Вдруг Дормон заговорил сам:
- Сегодня я ходил к тренеру по борьбе, просил, чтобы он взял меня в секцию.
Дормон нахмурился, взглянув на маму и спросил, слушает ли она.
Опешившая мышка быстро кивнула, придвинула подвернувшийся под лапу детский стульчик и села.
Дормон рассказал, что поссорился в школе с мышонком старше себя. У него лапы чесались побить задиру. И хотя он считает себя сильным, побоялся связываться. Тогда его осенило, что если бы он ходил на борьбу, то легко смог бы применить к старшекласснику приёмчик-другой.
Мышка не знала, что сказать, и только вставляла временами «да» и «понятно».
Когда Дормон пришёл в спортзал, тренер встретил его холодно. Довольно грубо объяснил, что спорт требует дисциплины, а занятия идут с сентября. К тому же борьба – это спорт, а не способ отомстить обидчику.
Сагузка растерялась настолько, что смогла лишь повторить услышанное в другой форме:
- Наверное, ты был расстроен и зол, что тренер не захотел тебя понять.
- Очень! Я просто кипел от злости. А тренер ещё добавил, что борьба учит самообладанию и культуре поединка, от чего я готов был взорваться. Какая еще культура, когда мне нужно узнать, как проучить гада!
- Ам, - промямлила мышка, в панике подбирая слова.
- Знаешь, - продолжил Дормон уже спокойнее, - Завтра я опять пойду к тренеру и снова попрошу принять меня в секцию. Я давно хотел заняться борьбой. А теперь точно решил.
Помолчав, он добавил:
- Наверное, тренер прав. Я скажу ему, что я просто люблю спорт. И что я способный. Мне все говорят, что я сильный и выносливый
- Это правда, - наконец нашлась мышка, - Думаю, он возьмёт тебя. А как быть с мышонком-задирой, что тебя обидел?
- Да я… сам виноват. Я случайно облил его водой. Хотел подшутить над другом, и промахнулся. Прости меня, мам. Можно мне чай? – закончил Дормон миролюбиво.
- Конечно, дорогой.
Ключ.
Чтобы помочь ребенку самостоятельно разобраться в сложной и неприятной ситуации, часто достаточно признать его чувства.
Для этого:
- слушайте его рассказ внимательно, даже если вы не согласны с мнением ребёнка;
- покажите, что понимаете, о чём он говорит («да», «понятно» и прочее);
- назовите его чувства (злишься, разочарован, тебе грустно и т.д.).
Часто этого достаточно, чтобы ребёнок успокоился и даже сам нашёл выход из ситуации.
Источник: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» А. Фабер, Э. Мазлиш
Спасибо, что дочитали до конца. Не забудьте поставить оценку.