Не давая мне провалиться в сон, на меня откуда-то опустился текст, продолжаемая нить моих размышлений.
Так что же важнее: процесс или результат? Никогда такой вопрос не приходил к вам в гости?
На мой взгляд, он сродни извечной дилемме о первичности курицы или яйца.
А ведь процесс и результат — это обо всём абсолютно. Обо всей жизни.
Пришёл сей вопрос ко мне, когда я думала о сущности творчества. Стучится в дверь моих мыслей, и говорит, примерно, следующее.
Творчество — это процесс. И для человека как творца, важен именно он. Именно проходящий во времени процесс — и есть цель творчества. Именно изменяющий пространство поток и несёт с собой те перемены, которые станут результатом творчества. Но уже после. Когда сам акт творения будет завершён. Когда вся направленная на него энергия перестроит реальность, создав нечто новое. Доселе не существовавшее. Это и будет результат творчества. Целостный. Укомплектованный. Уже завершённый.
Тут возникает вопрос: а может ли что-то завершиться целиком и полностью? Выполнив все свои функции? И приходит ответ, что нет, это не возможно. Не может что либо быть завершено остановкой. Точкой. Это может быть лишь ступень. Лишь шаг на пути вперед. По дороге, которая развёртывается через время. По дороге, которая называется опыт. По дороге, которая называется жизнь.
И завершив что-то, это надо отпустить. Ведь иначе невозможно движение вперёд. От одного шага к другому. Если двумя ногами вцепиться в уже совершённый этап, следующий шаг будет сделать невозможно. И тут ещё интересен тот факт, что с точки зрения механизма ходьбы, каждый шаг — это падение. Управляемое тем, что мы выставляем ногу, но всё же, своего рода, падение в неизвестность.
Возвращаясь к творчеству. Изначальность и самодостаточность творчества, именно как процесса, а не застывшего результата, хорошо видна во временнЫх видах искусства.
Например, исполнительское. Музыканты, танцоры, актёры. Какой результат их творчества? Это тот процесс, то телесное и эмоциональное переживание, которое наблюдают зрители, становясь сопричастными именно к жизни исполнителя. Именно к той энергии, которая идёт через его тело.
Это удивительно, но в этом моменте процесс и результат сливаются в одно понятие, в одно мгновение и сжимаются в точку. В которой уже всё есть. И только здесь, в нашем человеческом мире это разворачивается во времени, как в специфической зоне восприятия.
Потому что мы так устроены. Для нас так существует время. Его мгновения мы, люди, нанизываем на нить, как бусины. Перемещаясь между ними.
И если посмотреть на эти бусы, то в них мы находимся в каждой точке одновременно. И эти бусы есть сразу и целиком. В каждой бусине. Потому что мы там были или будем. Проживали или будем проживать, нанизывая мгновения. Потому что они как зафиксированные снимки реальности. Как фотографии.
Так, и всё же, возвращаясь к творчеству. Какой вопрос пытался отыскать через эти рассуждения ответ для себя?
А вопрос этот звучит так: стоит ли переживать о том, что же будет результатом творчества? Что получится в итоге? Какова сторонняя оценка для итога полётного движения мысли и ощущений, перестраивающих реальность, а если сказать проще, просто создающих что-то новое, проводящих это в материальный мир?
И ответ на все эти вопросы один: нет, переживать и думать об этом совсем не стоит.
Если что-то хочется сделать, если есть стремление прикоснуться к чему-то, это надо сделать.
Отпустить себя и своё тело. И просто сделать. Потому что этого хочется. Какой бы вид творчества это ни был. Что бы это ни было. Результат, с точки зрения критической оценки, не имеет значения. Важен — шаг. Как процесс, как ощущение, как жизнь.