Смотрю сейчас очередную серию «Симпсонов», как всегда, у озорного Барта проблемы в классе, а у его примерной младшей сестры Лизы с учёбой всё хорошо. Сериалу тридцать лет, а они всё ещё в младших классах.
Это касается и нас, сколько бы нам ни было лет. Школа – это навсегда. Она сталкивает нас лбами, в настоящем или в прошлом. Всего-навсего из-за наших вкусов. Ведь вкус к учёбе – это одно из качеств, которое может быть, а может не быть. И если посчастливилось человечку любить книги, разбираться в задачках, учить что-то наизусть – он попадает в группу «правильных людей». А если не случилось, как бы ни был он талантлив и способен с чём-то другом – теперь всё время его становления его будет преследовать «неуспеваемость».
Таким образом, дети, угнетённые системой, невольно будут образовывать некоторые сообщества угнетённых. А так как система состоит из взрослых людей, единственный доступный объект для ответного угнетения – «хорошисты», которые как будто с системой заодно.
Но если пережитые школьные потасовки остаются в прошлом, опыт получения образования – как часть самоидентификации, остаётся в голове как опыт отношения со всем миром вообще. Оттого, далась ли физика или химия, был ли учитель к тебе благосклонен или нет, учился кто-то лучше тебя или хуже – ты начинаешь делать про себя какие-то выводы, искать в этом объяснение сегодняшних сомнений.
Притом, что обучение в школе странным образом имитирует работу в офисе – бумаги, информация, форма одежды, чёткое расписание. Но вместо деловой тематики вся игра строится вокруг разных наук. И плохо в итоге всем – кто увлечён наукой не терпит такой поверхностной гонки по предметам, кому это чуждо - не имеет возможности подобрать к себе тему ближе.
В целом, победителем оказывается человек, умеющий считать и запоминать. Общительность, креативность, работа руками, артистизм и прочее – это в школе не оценивается.
Я не удивлюсь, если человек, хорошо учившийся в школе, проявит себя более выигрышно в дальнейшей жизни, хотя мы знаем, что случается по-разному. Но достаточно представить, что человек, которого всё время его взросления причисляли к «хорошим», «умным», «способным», войдёт во взрослую жизнь с определенным набором ожиданий и самооценкой, с амбициями, в то время как его ровесник, которого приучили о себе думать как о «проблемном», «отстающем», «не любящим учиться» будет искать себе место, где бы его не обидели, а в своих здоровых амбициях будет всякий раз сомневаться, вспоминая это прошлое неравенство.
Сегодня школа ждёт, что ученики должны адаптировать свои способности под одинаковый набор требований. Не имея возможности адаптироваться под детей самой, она начинает делить их на сильных и слабых, хороших и плохих.
И по результату того, как мы справились со специфичным набором головоломок, каждому назначают роль, которую нам следует играть в дальнейшем.