Найти тему
Репортажи из СССР

Простые и сложные самокаты советских детей

Вот я думаю, что совершенно напрасно в современных школах отменили трудовое воспитание - помните, были такие сдвоенные уроки, когда мальчики обычно шли в мастерскую осваивать "мужские" навыки владения инструментом, а девочки - кроили, шили и обучались навыкам кулинарного мастерства, потом поедая сами и относя мальчишкам в мастерские собственноручно приготовленные блюда?

Фото: pinterest.com
Фото: pinterest.com

Как бы легкомысленно к своим обязанностям не относились "трудовики", мальчишки в большинстве своем точно знали, с какой стороны подходить к инструменту, что с ним делать и в каких ситуациях использовать. Ну а если поблизости от дома/школы/места прогулок еще находился какой-нибудь производственный гараж, или еще лучше - завод, где втихомолку можно разжиться подшипниками, то владение инструментами и немного удачи позволяли здорово приукрасить насыщенную дворовую жизнь советского пацана.

Так, например, чуть ли не каждый ребенок, неважно - мальчиком он был или девочкой, мечтал о велосипеде. Но не каждой семье эта мечта была настолько по карману, что можно без ущерба сразу оторвать от бюджета серьезную сумму - родителям приходилось потихоньку копить, а детям - давать клятвенные обещания "закончить четверть/год без троек" в обмен на желанный транспорт.

Ну а пока велосипед маячил лишь в отдаленном будущем, приходилось выкручиваться и пользоваться менее престижным, но тоже достойным уважения средством передвижения - самокатом. Вот тут было проще: если родители не готовы были раскошелиться на самокат фабричного производства, находчивые мальчишки не терялись, и благодаря начальным навыкам, полученным на уроках труда, мастерили самодельные средства передвижения.

Фото: https://pastvu.com
Фото: https://pastvu.com

Конструкция таких самокатов была предельно проста: несколько прочных досок, две палки (зачастую - черенки от лопаты или граблей) и "позаимствованные" на предприятии подшипники, плюс немного гвоздей для фиксирования всей этой конструкции. По поводу досок я не просто так пишу, что их требовалась несколько: самокаты могли быть разных "моделей" - кто-то делал классический, с рулем и длинным основанием для ног; а кто-то предпочитал гонять, сидя на "тачке" из четырех обрезков доски.

Видимо, особо важную роль в выборе модели диктовал рельеф местности: замечено, что там, где присутствовали асфальтированные спуски, дети предпочитали кататься на самокатах-тачках, а вот по равнинной местности - на обычных, традиционных. "Тачки", разгоняясь с горы, развивали довольно приличную скорость, поэтому от родителей нередко попадало за стертые подошвы - тормозить ведь приходилось исключительно ногами :)

Фото: https://zzackon.ru
Фото: https://zzackon.ru

Конструктивно такие самокаты-тачки тоже друг от друга отличались: самые примитивные конструкции имели жестко зафиксированный "передний мост", неподвижный и от этого плохо управляемый; "продвинутые" же конструкции позволяла ногами упираться в ось "переднего моста" и тем самым задавать самокату нужное направление. Ну а для большей эффектности передвижения сзади к тачке крепились металлические, немного сплющенные трубки, набитые пропитанной селитрой газетой - мальчишки поймут, в чем прелесть этого приспособления :))

С фабричными самокатами все было намного прозаичнее: скорость на нем особо не разовьешь, если, конечно, не с горочки едешь; с велосипедистами в одной компании не поиграешь, разве что мускулатуру нижних конечностей хорошо разовьешь... Кстати говоря, в торговой номенклатуре того времени детские самокаты позиционировались именно как "спортивно-физкультурная игрушку, способствующая развитию ножной мускулатуры" и при этом называлась эта игрушка не банальным словом "самокат", а почти по-заграничному: "спорт-роллер".

Фото: 2krota.ru
Фото: 2krota.ru

И если сегодня никого не увидит картина пробирающегося на работу взрослого человека на самокате, лавирующего в автомобильной пробке или между пешеходами на тротуаре, то в советские времена спорт-роллеры считались исключительно детским видом транспорта. Хотя, справедливости ради нужно заметить, что в журнале "Моделист-Конструктор" за 1973 год была опубликована заметка про самокат для взрослых.

Конструкция детского самоката "Орлик" (14 руб. по тем временам) была немного усовершенствована инженером-изобретателем и позволяла превратить детский спорт-роллер в полноценное средство передвижения для взрослых: автор конструкции утверждал, что один толчок ноги позволяет проехать 50 м, при этом еще с дополнительным грузом около 30 кг.

Журнал "Моделист Конструктор", 1973, №8
Журнал "Моделист Конструктор", 1973, №8

Ну и, пожалуй, с некоторой натяжкой к детским самокатам можно отнести устройство с футуристическим дизайном, работающее на "ручном приводе". Продавали его под названием "мини-карт", но в детской среде "Мика", так называлось это странное устройство, именовали и "ручным велосипедом", и "ручным самокатом", ну и конечно же, более вескими эпитетами, которые тут не получится привести из-за цензуры данной платформы :)

"Мика", в отличие от классических самокатов, развивала не ножную, а ручную мускулатуры, но мало кому удавалось ее развить до чемпионских размеров, потому что терпение заканчивалось раньше. Если по квартире с ровными полами эта штука ехала вполне сносно, хотя и довольно громок, то уличное дорожное покрытие становилось для нее непосильным испытанием.

Фото: avito.ru
Фото: avito.ru

Маленькие, постоянно пробуксовывающие колесики, почти незаметный дорожный просвет и недостаточная физическая сила детских рук делали "Мику" не самым удобным средством передвижения в дворовых условиях, поэтому сегодня если кто-то и вспоминает с ностальгией этот "рукосамокат", то лишь по той причине, что кататься на нем доводилось по линолеуму или паркету :)

Если у вас есть свои теплые воспоминания о самокатах - самодельных или фабричных, делитесь ими в комментариях, повспоминаем вместе!

***************************************************************

Тайна стеклянных шариков, знакомых каждому советскому ребенку

-8