Найти тему
Libertà

КАКИМ БУДЕТ БУДУЩЕЕ ГЕРОЕВ ФИЛЬМА "ДНИ ТУРБИНЫХ"

кадр из фильма "Дни Турбиных"
кадр из фильма "Дни Турбиных"

«Дни Турбиных» режиссер Владимир Басов 1976г.

В главных ролях: А. Мягков –полковник Турбин, В. Титова –Елена, В. Басов – Мышлаевский, В. Лановой –Шервинский, А. Ростоцкий – Николай Турбин, О. Басилашвили – Тальберг, П. Щербаков –Студзинский.

Возможно, сегодня фильм может показаться далеким от правды. Уже создана хорошая экранизация «Белой гвардии» Булгакова. Но, я все же предлагаю посмотреть этот фильм «оттуда», из тех лет, когда он был создан.

Во-первых, «Дни Турбиных» - пьеса, существенно отличающаяся от романа «Белая гвардия», который в сразу же после завершения был отвергнут критикой. Причины понятны - ничего другого нельзя было ожидать в 20-е годы прошлого века. Роман имеет очень сложную и запутанную историю публикации.

Пьеса же была написана по предложению Художественного театра. То есть, в фильме мы видим экранизацию пьесы Булгакова, созданной на основе романа.

Даже после таких перипетий, я считаю, что Басову удалась экранизация. Как зритель, я очень благодарна ему за то, что в 70-е годы могла увидеть на экране героев Булгакова, почувствовать атмосферу необыкновенного дома Турбиных.

Произведение во многом сродни большинству чеховских пьес, в нем тоже нет драматического взрыва. Есть постепенный накал, предсказуемый и неизбежный.

Дом Турбиных с его прелестной хозяйкой, подробно описанной обстановкой – это оплот уходящего счастья героев. Основные события происходят здесь и в городе.

Все герои фильма, за исключением Тальберга и Лисовичей – русские интеллигенты, переживающие за будущее страны. Кстати, в роли Ванды Лисович – Маргарита Криницына, о которой мы недавно говорили.

кадр из фильма
кадр из фильма

Кого бы я отметила из исполнителей – прежде всего самого Басова в роли Мышлаевского.

кадр из фильма
кадр из фильма

Очень хорош Лариосик у С. Иванова. Их диалоги – украшение фильма.

Шервинский несомненно удачен в исполнении В. Ланового, Даже Мягкова мне удалось увидеть полковником, убедилась в том, что он разноплановый актер. Вообще, в этом фильме я не нахожу неудачных исполнителей. Возможно, потому, что привыкла к этим лицам. Елену лично мне хотелось бы видеть более выразительной. Как-то не очень верится, что все влюблены в героиню Титовой.

В первой серии только полковник Турбин точно чувствует, что ожидает всех огромный крах в виде разгрома Красной армией. Хотя, в пьесе и фильме делается акцент на неизбежность такого поворота, Турбин все же фактически сводит счеты с жизнью, защищая юнкеров.

Каждый раз очень хочется перетащить отношения героев фильма, их понятие чести, дружбы, любви, уважения в наши дни.

Это то, чем можно любоваться с экрана. Как люди разговаривали, как насыщена их речь, как они умеют отстаивать свои взгляды, не оскорбляя других и оставаясь друзьями.

Одно неправильно сказанное слово тут же сопровождается взглядами окружающих. И становится ясно, что для этих людей главное – не уронить себя, не потерять дружбу даже в страшной обстановке гражданской войны.

Действие в фильме несколько сжато во времени. Если проследить хронологию событий, то между первым и последним вечером в доме Турбиных проходит не менее полутора месяцев.

Большинство героев фильма принимают советскую власть, как будущее страны.

кадр из фильма
кадр из фильма

Бывший адъютант гетмана Шервинский становится оперным певцом и мужем Елены, которая разводится с Тальбергом.

кадр из фильма
кадр из фильма

Николка остается дома, вряд ли после ранения он сможет ходить без костылей.

кадр из фильма
кадр из фильма

Николка в исполнении Ростоцкого на порядок выше и интересней, чем в сериале "Белая Гвардия", то же самое могу сказать и о Лариосике. Здесь Иванову удалось создать очень непосредственный и в то же время цельный образ. Одно из украшений фильма.

Мышлаевский планирует записаться в Красную армию. А Студзинский собирается на Дон к Деникину.

Мне видится несколько благополучное будущее у Студзинского, если ему удастся бежать за границу с остатками армии Деникина.

Вполне может найти себя в новой жизни Лариосик, как человек не военный.

К сожалению, у остальных героев я не вижу перспектив даже остаться в живых в новом государстве Советов. Оперный певец будет быстро разоблачен, как бывший адъютант гетмана со всеми вытекающими последствиями для него и Елены.

Мышлаевский тоже вряд ли дослужит даже до середины 30-х годов.

Новой власти не нужны были интеллигенты, даже, если они -отлично обученные офицеры.

Впрочем, как всегда, хочется надеяться на чудо и на то, что героям фильма повезет. Фильм был очень нужен, Басов просто прорвал блокаду этой работой, показав нам героев пьесы Булгакова. В то время все очень хорошо умели читать между строк. Наверное, замыслом режиссера как раз и было предоставить нам такую возможность.