В годы Перестройки в СССР сняли немало фильмов-откровений. Но лишь единицы из них стали культовыми. Почему так произошло? Многие режиссеры гнались за модой, новыми веяниями, используя цензурные послабления. И качество часто оказывалось во время написания сценария, съемок и монтажа далеко не на первом месте.
В число хороших лент, актуальных по сей день оказался фильм Рашида Нугманова «Игла». Оригинальный сюжет, построенный на актуальной проблеме (сегодня куда более актуальной, чем в год выхода фильма), отличный актерский ансамбль (хотя большая часть актеров – на самом деле и не актеры вовсе) и необычный саундтрек (который написал один человек – Виктор Цой).
ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ СОЛОВЬЕВ
Все эти слагаемые в сумме дали интереснейшее кино «новой волны». Поэтому сохранилось множество воспоминаний о съемках картины «Игла».
В середине 1980-х годов известный режиссер Сергей Соловьев набрал во ВГИКе курс из студентов-казахов. На нем учился Рашид Нугманов. В 1987 году он попал на киностудию Алма-Аты, где из-за нехватки специалистов предложили снять проект, часть бюджета которого израсходовал предыдущий режиссер. Предшественник Нугманова не справился с заданием, но деньги уже было не вернуть.
Режиссер дал согласие с условиями возможности внесения правок в сценарий и самостоятельного подбора актеров-непрофессионалов. Нугманов решил использовать принцип широкого толкования сюжета фильма. Так, чтобы зритель мог видеть не один, а не менее двух смыслов в сюжете. Так начала рождаться «Игла».
ТРАЕКТОРИЯ СМЫСЛОВ
Сам режиссер позже говорил о сюжете фильма: никто не знает, за что главному герою Моро должны деньги или почему его подруга стала употреблять запрещенные вещества. Это придавало их образам больше загадочности. Даже поездка на море в фильме может оказаться сном, а может – реальностью. Этот вопрос открыт. Ну и главное – финал картины, только в 2010 году после выхода фильма «Игла.Ремикс» зритель узнал, что на самом деле Моро остался жив.
Акцент в «Игле» Рашид Нугманов сделал на оригинальной актерской игре, диалогах и музыкальном сопровождении.
Виктор Цой уже снимался у режиссера в его дипломном проекте «Йя-Хха», поэтому Нугманов представлял, как работать с музыкантом, также сам лидер группы «Кино» недавно принимал участие в съемках фильма «Асса» Сергея Соловьева. Поэтому опыт работы в кадре у него был.
ВЫБОР АКТЕРОВ
Рок-музыканта Петра Мамонова и актера Александра Баширова утвердили тоже быстро. А вот Марину Смирнову утвердили после несколько неудачных проб других актрис. Марина была подругой Цоя, это сыграло решающую роль в ее утверждении.
Все остальные люди в кадре – непрофессиональные актеры. По мнению режиссера, они намного гармоничнее и естественнее смотрелись в кадре.
ТРИ ЛОКАЦИИ И ЗВУК
Для съемок Рашил Нугманов выбрал три локации в период с сентября 1987 года по январь 1988 года. Сначала снимали в Москве, потом отправились в пустыню на Аральское море, где пробыли всего 10 дней – потом похолодало. И после – в Алма-Ате.
В фильме кроме композиций Виктора Цоя звучат советские песни в исполнении Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи и Майи Кристалинской. Это было сделано для контраста двух разных направлений в рамках одной эстрады.
Прямо за съемочной площадке лидер группы «Кино» написал одну из своих самых известных песен «Звезда по имени Солнце». Композиция вошла в фильм, но позже для одноименного альбома была переписана на студии Валерия Леонтьева.
Сложнее всего для Цоя было сниматься в сценах, где происходят драки. По заверениям исполнителя главной роли, в жизни он практически не дрался, и не смог бы одолеть такую свою противников. Но техника и монтаж сделали свое дело – в кадре Цой смотрится очень органично.
После выхода фильма Виктор Цой стал актером года в СССР, «Иглу» посмотрели десятки миллионов человек.