27 сентября 2018 г. Правительство Российской Федерации приняло долгосрочную программу развития экономики страны «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года». Этот документ определяет стратегию реализации положений указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года».
Оба документа имеют значительную социально-экономическую часть, но с точки зрения позиций России в мировой экономике научно-технологическая составляющая стратегии более значима. К этой категории относятся такие цели развития, выделенные в Программе:
- ускорение технологического развития России, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;
- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
- вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%. Во всей программе, содержащей 100 страниц, термин «импортозамещение» встречается только один раз на с. 63 – при перечислении мер, которые необходимо реализовать в судостроении.
Поскольку документ представляет собой тщательно продуманную программу, нужно констатировать, что импортозамещение отошло с 2014 г. на задний план, а предполагается добиться экономического прогресса за счет ускорения научно технического развития и внедрения его результатов в экономику. Такая стратегия, естественно, тоже возможна, но при том уровне развития машиностроения, который сейчас сложился в России, проблемой будет реализация научно-технических разработок, поскольку слаба производственная база. Внедрение цифровых технологий также в значительной степени будет опираться на импортное «железо», хотя само программное обеспечение вполне может быть отечественным. Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым в одном из выступлений были названы отрасли, которые особо критически зависят от импорта. Помимо промышленности, задачи по импортозамещению были поставлены в сельском хозяйстве в рамках разработанных ранее целей по обеспечению продовольственной безопасности. Уже с 2017 г., по данным правительства, Россия выполнила пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности, обеспечив себя зерном, картофелем, сахаром, растительным маслом, мясом. По рыбе целевой показатель почти достигнут, и лишь с молочной продукцией остаются заметные проблемы, но они в значительной степени связаны с импортом дешевого молока и молочных продуктов из Белоруссии в рамках экономической интеграции евроазиатского сотрудничества. В России стало интенсивно развиваться парниковое хозяйство, производящее овощи. Импорт сезонных овощей и фруктов из южных стран СНГ закрыл потребности в этой части продовольственной продуктовой линейки, не относящейся к основным показателям продовольственной безопасности.
В промышленности импортозамещение столкнулось с тем, что в производстве сложных многокомпонентных изделий оказались отсутствующими многие составляющие, а имеющиеся не отвечали современным требованиям по уровню производства и качеству продукции.
Поскольку большая часть предприятий приватизирована, правительство в своих программах поддержки импортозамещения предоставляет частным фирмам финансовую помощь, а натуральные показатели играют второстепенную роль. Например, в «Паспорте государственной программы Российской Федерации о развитии авиационной промышленности на 2013-2025 годы» в качестве основной цели названа задача создания конкурентоспособной авиационной техники отечественного производства для удовлетворения потребностей внутрироссийских перевозок с увеличением объема валовой добавленной стоимости в 3,5 раза по отношению к 2013 году. В качестве целевых индикаторов названы валовая добавленная стоимость отрасли авиастроения в тысячах рублей; выручка от продажи, численность работников, производительность труда, рентабельность, количество высокопроизводительных рабочих мест, а также доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров промышленного производства, выполненных работ, услуг промышленных организаций отрасли авиастроения в процентах. По годам реализации расписаны уровни финансирования отрасли. Среди ожидаемых результатов выполнения программы –сохранение мирового уровня России как авиационной державы, выход на мировые рынки. Но нет показателей, характеризующих зависимость или независимость отрасли от иностранных поставщиков.
Если программа по авиапрому детально расписана и финансируется, то, например, программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», как сообщает сайт правительства, находится в стадии разработки, и сведений о ней нет, то есть проработка и успехи выполнения программ неравномерны.
К успехам можно отнести сокращение доли импорта станков. По отчету о выполнении программы импортозамещения в станкостроении указывается, что импорт станков и инструментов снизился на 20% – до 70% об общего потребления станков в годовом исчислении, а объем производства в станкостроении за шесть лет к 2018 г. увеличился в три раза.
Помимо правительства бизнес предпринимает определенные усилия по организации процесса импортозамещения в России. Среди таких начинаний – создание Центра импортозамещения Союза машиностроителей России, который призван «…содействовать развитию межрегиональных и межотраслевых связей российских производителей, увеличению доли отечественного производства в гражданской сфере с использованием инновационных технологий». При высокой степени разделения труда в машиностроении подобный центр необходим как системный интегратор деятельности предприятий в разных регионах страны и разных подотраслях машиностроения.