Пословицы и поговорки — это народная мудрость, это фольклор. Их не придумывают ни писатели, ни поэты, ни образованные представители знати. Простой народ тоже ничего специально не выдумывал. Все эти меткие фразы рождались случайно, спонтанно, но они были настолько «к месту» и так четко описывали ситуацию или человека, что все их быстро подхватывали, запоминали. Потом уже никто и вспомнить не мог, кто первым произнес эту фразу. Она становилась народной, передавалась из уст в уста...
Часто героями пословиц и поговорок становились птицы, животные. Их олицетворяли, сравнивали, с человеком. Редко, но бывало и такое, когда в пословице или поговорке упоминали имя человека. Обычно это имя становилось характеристикой. Например, человеку, который любит пофантазировать, приврать, говорят: «Мели, Емеля, твоя неделя». А упрямцу с большим недовольством высказывают: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему!»
Есть у народа и еще одна героиня — Маланья. И она одна из немногих героинь русского фольклора, у которой есть реальный прототип. Говорят, что на самом деле много-много лет назад жила в городе Черкасске девушка Маланья Карповна. Казачка. Красивая. Хозяйственная. Она выросла в большой семье и чтобы помочь родителям прокормить своих братьев и сестер, пекла калачи и продавал их на рынке.
Здесь-то ее впервые и увидел Степан Данилович Ефремов, атаман донских казаков. Он был уже не молод (старше Маланьи на 20 лет) и уже дважды был женат. Атаман настолько полюбил юную казачку, что когда она согласилась стать его женой, закатил пир на весь мир. Слава об этой свадьбе прогремела не только на весь Донской край. Так появилась поговорка наготовить как на Маланьину свадьбу, что значит наготовить много, даже слишком много, больше чем нужно.