Найти в Дзене
Филип Дж. Фрай

Почему русский человек так противоречив и безответственен?

Ильгиз Гимранов «Хрущёвочки»
Ильгиз Гимранов «Хрущёвочки»

Почему мы так ленивы, неприхотливы и безответственны и как все эти качества переплетаются с нашими достижениями, противоречивостью характера и знаменитой непостижимой душой?

Есть множество факторов повлиявших на наш менталитет, но самое простое и фундаментальное объяснение – русский таков, по природе своей.

Если взять природу Европы, то там, умеренный климатический пояс редко балует людей своей суровой непредсказуемость. Европейские люди могут почти все время заниматься хозяйством, сеять и собирать урожаи, а после отдыхать свои пару месяцев, максимально мягкой зимы. Европеец работает почти на протяжении всего года, находясь в изобилии своих трудов и совсем не переживает о последующем сезоне. У него нет непредсказуемых факторов, которые могут его оставить голодным, зато есть тонна времени для орошения, посевов и сборов. От того и европейский человек такой – спокойный, неторопливый, трудолюбивый. Европеец знает, что последующий год его жизни зависит только от него, поэтому он ответственный, он легко может распланировать свое время и бюджет хоть на несколько лет вперед. Но и от того же он – более стабильный, скучный, циничный и эгоистичный.

Год, в нашей необъятной, проходит почти везде одинаково по ее территории - непредсказуемо и сурово. Начинаясь с душетрепательной весны, которая сплошь и рядом состоит из грязи и потопов от таящего прошлогоднего снега, из холодных мартовских ветров, которые переменно разгоняют в воздухе то метель, то ливень и из серого тяжелого, многослойного неба, наш год развивается и не становится стабильнее. Как только весь снег растает, и все последствия потопа высохнут, у русского человека есть 2,5 месяца (с апреля по июнь) на орошение и посевы. После в условиях знойного лета, так же за пару месяцев (июнь – июль), надо взрастить все то, что ты посеял, ну и в последнее, более-менее пригодные месяца для жизни (август – сентябрь), ты должен собрать, все то, что взращивал. Получается, что за короткий срок с апреля по сентябрь, русский человек должен выполнить весь аграрный цикл и выполнить его так, что б в последующем не умереть от голода, ведь в последующее 6 месяцев нас ждет только зима. Зима, состоящая из всего чего только можно, кроме стабильности. Снег, дождь, минус 30, плюс 5, гололед, слякоть - стандартный прогноз на неделю.

В то время как европейский человек работает весь год и планирует свое время и бюджет, он понимает, что ему надо сделать, когда и почему. Он снижает вероятность «deadline» до минимума, снижая тем самым риски. Для нас же «deadline» это природные условия, природная особенность, способ выживания, а не прокрастинация. Все что можно отложить до весны, мы обязательно отложим. В настолько не стабильных и не самых мягких природных условиях, наш быт и менталитет развивались по тому же пути. Мы не умеем планировать. Не умеем потому что, нельзя спланировать то, что меняется без какого либо алгоритма каждый день. Поэтому мы умеем импровизировать, и легко переносим абсолютно любые тяжелые условия, будь то климатические или социальные. Мы не можем быть циничны и эгоистичны, так как беда русского человека всегда может настичь в любой момент и не по его вине – оставь человека на холоде, и он умрет. Поэтому мы так отзывчивы и гостеприимны и без задней мысли разделяем с собой горе даже чужого человека, просто иным способом здесь не выжить. Стабильность для нас чуждое явление, мы никогда в ней не жили и такое чувство, что никогда и не хотели, наш фактор вольности и противоречивости никогда не уживется с таким скучным понятием как «стабильность», мы будто специально остались жить на данной территории, что бы просто не заскучать. Остальные народы для нас либо слишком прагматичные, либо чересчур легкомысленные. Будто маятник души у всех вокруг замер, найдя свою оптимальную, идеальную позицию и развивается в ней. А наш, мечется от злых холодов к знойной жаре, от желание быть свободным к рабскому быту, от возможности сделать все, к полнейшему безделью. И амплитуда маятника ни разу не сократилась, ведь ему комфортно, в его нестабильной суперпозиции.

«Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, заставила нас жить их властью и глубиной. Именно столь противоречив русский характер» И.А. Ильин.