Найти тему
О Москве нескучно

Почему Кольцевая линия Московского метро коричневая?

Оглавление

Откуда взялся коричневый цвет на карте Московского метро? Почему кольцевая стала именно такой, какой мы её знаем сейчас? Правда ли, что всё дело в изобретательности И.В. Сталина, или для появление Кольцевой линии были объективные причины? А также небольшой бонус в виде советских фотографий некоторых станций! Читайте, будет очень интересно!

Линия на кофейной гуще

Сейчас представить Московское метро без Кольцевой линии просто невозможно. Её важность понимали с самого начала строительства метрополитена. Ведь сам город состоит из колец и радиальных магистралей. А значит и транспорт должен учитывать такую структуру.

Кольцевая линия на схеме Московского метро, 2019.
Кольцевая линия на схеме Московского метро, 2019.

Проектировать Кольцевую линию начали ещё в 1932 году, то есть задолго до её фактического строительства. Изначально её планировали проложить ровно под Садовым кольцом. Но тогда воплощать идею в жизнь не стали. В те времена строительство Кольцевой линии не считалось приоритетным. Ведь не было ещё даже готовых радиальных линий.

Кольцевая линия на перспективной схеме метро, 1932. Фото: www.metro.ru
Кольцевая линия на перспективной схеме метро, 1932. Фото: www.metro.ru

Существует "волшебная" легенда возникновения Кольцевой линии. Согласно этой версии, ветка появилась, потому что во время обсуждения будущего столичного метро произошёл небольшой конфуз. Якобы И.В. Сталин случайно или преднамеренно поставил чашку с кофе на чертежи, которые инженеры положили на стол.

Кружка оставила коричневый след на бумаге. Вождь народов посмотрел на отпечаток и сказал, чтобы так линию и проектировали. Более того, некоторые утверждают, что именно поэтому её обозначили на карте коричневым цветом. Конечно, такая версия не выдерживает никакой критики. Почему "кольцо" имеет именно такой окрас я расскажу позже.

Где строить будем?

В 1938 году появилась новая перспективная схема метро. На ней Кольцевая линия уже проходила по периметру бывшего Камер-Коллежского вала. Он был границей Москвы, начиная с середины 18 века. Сейчас располагается примерно одинаково с Третьим Транспортным кольцом, но не везде.

Перспективная схема Московского метро 1938 года с Кольцевой линией по периметру Камер-Коллежского вала. Фото: www.metro.ru
Перспективная схема Московского метро 1938 года с Кольцевой линией по периметру Камер-Коллежского вала. Фото: www.metro.ru

Согласно перспективной схеме предполагалось, что линия пройдет через стадион «Динамо», станцию Бауманская, Савеловский вокзал, Ленинский проспект и др. Уже в те времена стало понятно, что без Кольцевой линии радиальные совсем скоро перестанут справляться с пассажиропотоком.

К тому же, давно вынашивалась идея соединить с помощью подземки все московские вокзалы. В 1941 году спроектировали Кольцевую линию. На юге столицы она проходила точно под Садовым кольцом, а на севере – на километр дальше. Именно этот вариант и стал окончательным.

Подземные дворцы

Первый участок от "Курской" до "Парка Культуры" хотели закончить к 1948 году. Но тяжёлая послевоенная ситуация позволила сделать это лишь в 1950. Все наземные вестибюли строили, как Триумфальные арки. То есть парадные ворота в подземные дворцы. Одной из главных тем в архитектуре станций стала Победа. Листайте фото времён СССР.

Сталин упоминался в оформлении как главный полководец и олицетворение триумфа в войне. И, конечно же, как символ светлого будущего. Вообще, украшению станций уделили колоссальное внимание. Вот лишь немного интересных цифр. Всего было смонтировано 700 люстр и светильников. Для отделки использовали около 50 000 квадратных метров мрамора и гранита различных сортов. Их привозили с Кавказа, Урала, Алтая, Украины, Узбекистана и других регионов. Листайте фото времён СССР.

Помимо архитектурных, применялись новшества технические. Так на Кольцевой линии впервые сделали наклонные ходы увеличенного диаметра (11,5 метров). Это позволило установить четыре эскалатора вместо трех. Всего соорудили 60 движущихся лестниц. Их общая длина около 10 километров. Листайте фото времён СССР.

Второй участок линии от «Курской" до "Белорусской» открылся 30 января 1952 года. Все станции имели по одному вестибюлю. Это было сделано, чтобы ускорить темпы строительства и закончить станции быстрее. Эта часть линии уже отошла от Садового кольца, чтобы связать вокзалы. Последние станции Кольцевой линии (Краснопресненская и Киевская) открылись 14 марта 1954 года.

Почему коричневая?

И всё-таки главный вопрос. Почему же Кольцевая линия коричневого цвета? Интересно, что вплоть до 1957 года схемы Московского метро были монохромными. То есть обычно все линии рисовали либо чёрным, либо красным цветом. Во-первых, потому что тогда возможности полиграфической промышленности были ограничены. Во-вторых, потребности в разноцветной схеме просто не было. Листайте фото.

Первая "раскрашенная" карта столичного метро появилась как раз в 1957 году. Это было связано с тем, что в Москве проходил Международный фестиваль молодёжи и студентов. В город приехало большое количество иностранных гостей, которые должны были как-то ориентироваться среди подземных станций.

Схема линий Московского метро 1957 года. Фото: www.metro.ru
Схема линий Московского метро 1957 года. Фото: www.metro.ru

Чтобы всем было понятно, линии решили обозначить разными цветами. Для первых веток использовали традиционные - красный, зелёный и синий. Кольцевая линия окрасилась коричневым, потому что оттенков на тот момент было всего три. И при смешивании красный, зелёный и синий цвета как раз позволяли получить коричневый.

Кстати, традиция обозначать первую линию красным, а вторую, как правило, зелёным, после этого перекочевала и на другие метрополитены СССР.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!