Сегодня мы разберём историю крайнего провала бизнеса, который предвещал и огромный импакт обществу, и большие прибыли самой компании. Многие успешные люди говорят, что учиться на ошибках и проходить через них - это очень важно. Вот сейчас и мы займемся "разбором полётов в тартарары" нашего антигероя "LavkaLavka".
История Лавки начиналась довольно успешно. Журналист "Сноба" Борис Акимов, разочаровавшись в продуктах московских супермаркетов, с разработчиком Александром Михайловым решил организовать продажу фермерских продуктов на московских прилавках в 2009 году. Акимов сразу нацелился на верхнюю прослойку среднего класса, поэтому создавал образ компании как такой купеческой русской лавки со своим антуражем. Акимов неплохо занимался маркетингом и вскоре про ЛавкуЛавку стали писать "Ведомости", "Inc.Russia", "Сноб" и пр. издания. А всё благодаря удачным маркетинговым кампаниям - проведение "вечеров Льва Толстого", вирусные мемы в Сети, дизайн бренда...
И компания начала расти: к 2014 году в компании работало 149 человек, а годовая выручка превысила 250 млн рублей. Неплохой рост, учитывая что Лавка начиналась со странички в ЖЖ.
Но наступил 2014 год, и дела у компании пошли плохи. Нет, кризис здесь ни при чём. Кризис ускоряет смерть неэффективных, рано или поздно они и так выйдут с рынка. Дело в том, что "ВкусВилл" нацелился на аудиторию Лавки и медленно, но верно начал забирать рынок. Этому поспособствовала и сама Лавка. Вообще, любовь Акимова к громким маркетинговым кампаниям, очевидно, когда-нибудь начнёт давать урон, чем пользу. Особенно в конкурентные времена. Так и произошло.
Проект 1. Известно, что знаменитый "Левиафан" снимался в деревни Териберке, внимание к которой заметно увеличилось. На этом и захотел сыграть Акимов: предприниматель наобещал "найти точки роста и оживить деревню", провёл даже фестиваль на краудфандинговые сборы, рассказывал местным о строительстве экокластера с доходностью в 33%. Хайп Лавка получила, а Териберк получил ничего.
Проект 2. Фермерский хаб на границе Московской и Тульской областях. Опять огромные планы: павильон, дорога, кафе, административный корпус и доходность в 23%. Сейчас идут судебные разбирательства о взыскании с Лавки денег на строительные подряды.
Проект 3. Чего ещё не хватает хайпового для московского успешного предпринимателя? Правильно, крипта. Здесь даже останавливаться не хочу, и так всё понятно.
В итоге сторонние проекты отбирали всё больше и больше ресурсов у компании, а под воздействие конкуренции оригинальные проекты начали проседать - выручка упала с 300 млн в год до 48 млн, начались увольнения и финансовые взыскания с компании. А затем уход партнёра и реорганизация бизнеса.
Хотя даже в такой период Акимов умудряется заниматься рестораном в какой-то русской глуши на краудфандинговые деньги. И местных фермеров подставил, и обманул надежды местных жителей, и разочаровал инвесторов - наверное, так бизнес делать не надо. А уроки из этого случая, я думаю, извлечёте сами.
Источник: vc.ru