Предположим, что вы гуляете по блошиному рынку в Европе или у нас, и вот на глаза попадается невыносимой милоты тарелочка, и хозяин тычет на знак "два скрещенных меча" и что-то бормочет про великий "Мейсен" и называет цену, а ведь мейсенский фарфор не весь дорогущий. Или даже - хозяин сам не знает ценности фарфора, а вы первый замечаете эту эмблему. Так вот, прочитав наши 6 пунктов -вы будете примерно понимать - может ли эта тарелочка быть подделкой.
Итак. В начале 18 века в небольшом немецком городке Мейсене аптекарю и алхимику Беттгеру удалось раскрыть секрет специальной фарфоровой массы.
С тех пор и появилась одна из сложнейших техник в росписи фарфора. Уже насчитывается около 300 лет, как в городе Мейсен производят один из самых лучших фарфоров в Европе. Но с годами появились мастера, которые всеми силами пытаются запутать поклонников изысканной роскоши и выдать свои изделия за оригинальный Мейсенский фарфор.
На сегодняшний день при покупке мануфактуры Мейсен встает проблема, как же отличить подлинник от подделки? Давайте разберем 6 пунктов и поймем какие ошибки возможны при выборе легендарного фарфора и как их не сделать:
1) Наличие клейма. У подлинника обязательно должно быть клеймо.
Всеми узнаваемый знак Meissen с 1722 года– скрещенные синие кобальтовые мечи, позаимствованные из герба Саксонии.
Конечно, мошенники ставят фальшивые знаки на своих изделиях, поэтому представляем вашему вниманию некоторые образцы истинных знаков. Клеймо ищем на дне - в этом случае клеймо неглазурованное и едва видно после обжига - это относится к изделиям до 1740 года. После 1745 года клеймо стали ставить сбоку на подножии кобальтом подглазурно.
Ниже приведены распространенные символы. Более полно список дан в книге "Марки немецкого фарфора", авторы В.Борок, Т.Дулькина.
Надо помнить, что клеймо (марка) не является 100% доказательством подлинности. Потому что с середины 18-го века, как только фарфор перестал быть достоянием ОЧЕНЬ богатых людей, а стал предметом коллекционирования для просто богатых - фабрики того времени с удовольствием ставили знаки, похожие на известные марки.
2) Наличие годового знака. Так же производители в 1948 г. усложнили задачу мошенникам и ввели «годовые знаки» на свои изделия. Это своего рода «шифр» наличие, которого можно считать одним из знаков подтверждения подлинности изделия.
3) Краски должны быть не слишком яркие и производить гармоничное впечатление. В подделках они чаще всего крикливые. Если у вас есть изделие того времени, которое вы собираетесь покупать и вы не сомневаетесь в его подлинности - поставьте рядом подлинник и потенциальную покупку. Совпадают ли оттенки красок, консистенция глазури, характер сколов, толщина края фарфора, плотность и прозрачность фарфора и красок?
4) При росписи фигурок и лиц:
- глаза, брови, волосы должны быть прорисованы тщательно, не одной линией;
-на лицах XVIII века на лицах чаще всего яркая мимика, почти даже неприятные гримасы, а на подделках - мимику стараются "смягчить", чтоб не оттолкнуть покупателя;
- на подлиннике фигуры полны внутреннего движения, на подделке - статичны;
5) В старинных изделиях является нормой наличие черных точек, вкрапления и шероховатости. В связи с технологией изготовление тех времен, антикварный фарфор идеально чистым быть не может.
6) В Meissen только ручная роспись, без деколи.
Что такое деколь? Деколь – это способ декорирования изделия при котором уже готовое изображение переносится с бумаги, как с переводной картинки, а потом обжигается в печи.
В этом случае, при детальном осмотре (с помощью лупы) можно рассмотреть, будто рисунок нанесен точечно. Иногда бывает и декольтирован ручной дорисовкой. От дорисовки получаются бугорки, которые можно ощутить при прикосновении. При ручной росписи при рассмотрении с лупой будет проглядываться мазок кисти, а на ощупь ощущаться не будет.
Поздний Мейсон имеет еще ряд других особенностей. К примеру:
- процарапанные цифры (номер модели)
- красные цифры (номер художника)
Удачных вам покупок! Если статья была Вам полезной - ставьте лайк))
Какой фарфор нравится именно Вам?
Увидеть и купить старинный фарфор, а также ознакомиться с экспертами-антикварами и дипломированными оценщиками вы сможете тут: ПРИГЛАШАЕМ на Петербургский Антикварный Салон с 28 февраля по 1 марта 2020 года.