Когда Румыния и Болгария вступали в Европейский Союз. Народ не скрывал своей радости, наивно полагая, что в скором времени жизнь кардинально поменяется в лучшую строну. Реальность же оказалась намного более прозаичной, чем восторженные мечты о счастливой жизни внутри ЕС. Да, глобально ВВП и Румынии, и Болгарии подрос, но он бы и так вырос, потому что динамика была в целом положительной и до вступления в ЕС.
С другой стороны, выросли тарифы и цены и правительства стран стали вынуждены считаться с европейским законодательством, в частности, касательно энергетической политики. Так, Болгарии запретили использовать некоторые свои электростанции и вынудили подключиться к европейской энергосистеме, что вызвало серьезное повышение цен. В Бухаресте так вообще, не так давно проходили многотысячные митинги против проевропейского правительства.
Молдавия, как младший брат Румынии, с одной стороны тоже хочет в Евросоюз, а с другой – понимает, что ничем хорошим это не закончится. В стране есть президент Игорь Додон, который занимает скорее пророссийскую позицию, и есть явно проевропейская партия Acum. Ее возглавляет бывший премьер страны Майя Санду.
В следующем году в Молдове пройдут президентские выборы, и проевропейская Acum во главе с Санду намерена обойти Додона. "Если дойдет до этого решения, я, очевидно, буду участвовать, потому что мы должны сделать это сейчас: остановить Игоря Додона и отдать его правосудию, чтобы он ответил за то, что сделал и что он намерен сделать", – отметила бывший премьер страны.
Один из основных тезисов программы Санду – вывести Молдову на проевропейский путь. Фактически, это означает планомерные уступки национальных интересов страны в угоду капиталу ЕС. Последствия такого пути могут быть самыми печальными для страны.