В новостных лентах вал сообщений, как под копирку:
МВД выступило против снижения «бесплатного» порога превышения скорости с действующих сейчас 20 км/ч до 10 км в час.
Причин, почему МВД против снижения – не приводится.
Попробуем разобраться, но вначале краткая «история вопроса»
Мотивация практически любого изменения в ПДД имеет две стороны.
Декларируется всегда «Светлая Сторона», то есть – увеличение Безопасности.
Для обеспечения этой Безопасности усиливается борьба с нарушителями ПДД, а усиливается она увеличением штрафов за нарушения.
Темная сторона – в том, что наряду с заботой о безопасности, в уме держат и увеличение поступлений от штрафов в разные государственные и не очень карманы.
При отмене бесплатного порога с 20 км в час до 10, 5, или до нулевого бесплатного превышения – резкий скачок поступлений в бюджеты гарантирован. Причем, исчисляемый в сотнях миллионов, я думаю.
Это – в месяц.
Размер штрафов и счета, на которые эти штрафы поступают, к ГИБДД отношения не имеют, поскольку размер штрафа определяет Административный Кодекс РФ, а поступают штрафы в местные бюджеты. Хотя недобросовестные сотрудники ГИБДД извлекают из повышения штрафов выгоду путем установления соответствующей таксы для желающих «решить вопрос на месте»
Но по большому счету, ГИБДД заинтересованы именно в Безопасности, и в показателях по этой безопасности, как доказательстве их успешной работы. Тогда почему МВД против снижения не штрафуемого порога превышения скорости?
Думаю, потому, что в ГИБДД прекрасно понимают, что такое снижение не произведет практического эффекта с точки зрения именно Безопасности дорожного движения. Зато приведет к ухудшению дорожной обстановки в плане пробок и заторов. Исторически сложилось так, что «бесплатный» порог превышения входит в принятые всеми участниками движения «правила игры», и, желая ограничить фактическую скорость на каком-то участке, например, до 50 км в час, ГИБДД устанавливает знак ограничения в 30.
К тому же, всем заинтересованным сторонам прекрасно известно, что само по себе, ограничение скорости не решает вопросов безопасности, но создает вопросы сильнейшего ограничения пропускной способности дорог, что в городах, что междугородних трасс. А это исключительно пагубно сказывается на макроэкономическом и социальном уровнях. Иначе во всех населенных пунктах давно ограничили бы скорость до 30 км в час и решили бы вопрос.
Но в крупных городах всеми силами стараются увеличить скорость потока, убирая перекрестки, расширяя и добавляя количество полос, избавляясь от светофоров и пересечений транспортных потоков. И при ограничении 60 фактическая скорость 80 км в час – в принципе, соответствует безопасной городской в условиях той же Москвы.
Что касается камер видео фиксации. С тех пор, как Путин высказался по поводу того, что изначальный и единственный смысл их – исключительно в безопасности движения, - его слова не повторили только самые ленивые чиновники всех уровней. Однако, никаких практических шевелений в эту сторону, - по прежнему нет.
Те мне менее, Премьер предпочитает пространно рассуждать о необходимости «подумать про ограничение в 10 км». Хорошо, что про знак «шипы» не вспоминает.