Здравствуйте!
Этой статьей, в которой мы рассмотрим два оставшихся общественных класса, мы заканчиваем рассмотрение социальной структуры общества Древней Греции.
Рабы
В греческом обществе рабы считались необходимой и совершенно нормальной частью городской жизни.
Приобретенные в ходе войны и завоеваний, похищений и покупок, рабы были просто одними из проигравших в жизни.
Такие философы, как Аристотель, приводили даже интеллектуальные аргументы, которые подкрепляли веру в то, что рабы явно уступают свободным и являются продуктом их окружения и унаследованных характеристик.
Греки убедили себя, что именно они имеют лучшие условия развития и характеристики, чистейшую кровную линию и, следовательно, рождены для того, чтобы править.
Невозможно с точностью сказать, сколько рабов (дулои) было в греческом обществе и какую часть населения они составляли.
Маловероятно, чтобы каждый гражданин имел своего собственного раба, из-за связанных с этим расходов, но некоторые граждане, несомненно, владели многими рабами.
Соответственно, по оценкам, численность рабов в Греции составляет от 15 до 40 процентов от общей численности населения.
Тем не менее, речь защиты, произнесенная в суде по делу Лисии в Афинах, и намеки других людей, таких как Демосфен, настоятельно указывают на то, что если все граждане и не имеют рабов, то они определенно хотят их иметь и быть рабовладельцами, что рассматривалась как мера социального статуса.
Рабы принадлежали не только частным лицам, но и государству, которое использовало их в муниципальных проектах, таких как горнодобывающая промышленность или, как в случае Афин, полиция.
Как и в любой другой период истории, отношения между рабами и владельцами складывались в основном из презрения, недоверия и злоупотреблений со стороны владельцев и ненависти, воровства и саботажа со стороны порабощенных.
Исследованный учеными материал всегда представляет точку зрения рабовладельца, но в литературе, особенно в греческой комедии, встречаются ссылки на дружбу и преданность хотя бы в некоторых случаях отношений между рабами и владельцами.
Хотя порка рабов обычно упоминается в греческих пьесах, были также написаны трактаты, в которых восхвалялись преимущества добрых стимулов в управлении рабами.
Рабы участвовали во всех сферах жизни, учеными было выявлено более двухсот профессий с участием рабов.
К ним относилась работа на дому, в сельском хозяйстве, в промышленных мастерских (например, изготовление щитов, продуктов питания, одежды и духов), шахтах, на транспорте, в розничной торговле, в сфере развлечений, в вооруженных силах в качестве сопровождающих их владельцев или перевозчиков багажа, гребцов на военных судах или даже в качестве бойцов.
Фермеры, как правило, являлись мелкими хозяевами, причем даже самые богатые граждане, как правило, владели несколькими мелкими фермами, а не одним крупным имением, поэтому рабы не концентрировались в больших группах, как в более поздних древних обществах.
Для рабов, по крайней мере для некоторых, был проблеск надежды на то, что однажды они обретут свободу.
Бывали случаи, когда рабы, особенно занятые в ремесле и промышленности, проживающие отдельно от своих владельцев и обладающие определенной финансовой независимостью, могли расплатиться за свою свободу сэкономленными ими деньгами.
Кроме того, рабы в армии иногда получали свободу от государства после победных подвигов.
Иностранцы
Помимо рабов, у большинства греческих полисов было определенное количество свободных иностранцев (ксеноев), которые решили переселиться из других районов Греции, Средиземноморья и Ближнего Востока, принося с собой такие навыки, как гончарное дело и металлообработка.
Эти иностранцы обычно должны были зарегистрировать свое место жительства и таким образом становились признанным классом (более низким по статусу, чем полноправные граждане), называемым "метои" (метеки).
В обмен на льготы "гостевого" гражданства они должны были предоставить местного покровителя, заплатить местные налоги, иногда дополнительные только для них, оплатить расходы на проведение небольших фестивалей и даже участвовать в военных кампаниях, когда это было необходимо.
Несмотря на подозрения и предубеждения в отношении иностранных "варваров", которые часто появляются в литературных источниках, встречались случаи, когда метеку все же удавалось стать полноценным гражданином после соответствующего проявления лояльности и вклада в благополучие принимающего государства.
Затем они получали равный налоговый статус и право владеть имуществом и землей.
Их дети также могли стать гражданами.
Однако некоторые государства, особенно Спарта, порой активно препятствовали иммиграции или периодически высылали ксеноев.
Отношения между иностранцами и местными жителями, как представляется, были натянутыми, особенно во время войн и экономических трудностей.
Итак, как мы можем видеть, общество древнегреческих городов-государств было достаточно неоднородно, причем неоднородность эта разнилась в каждом полисе, с присущими только ему обычаями, порядками и общественным строем.