Здравствуйте!
О том, что за страной была Древняя Греция, хотя бы общее представление имеют, пожалуй, все. Но далеко не все знают, что древнегреческое общество состояло не только из рабов и их владельцев. Прояснить этот вопрос и предназначена данная статья.
Хотя в древнегреческом обществе доминировали мужчины, обладающие полным правовым статусом, правом голоса, правом занимать государственные должности и владеть имуществом, социальные группы, составляющие население типичного греческого города-государства или полиса, являлись весьма разнообразными.
Женщины, дети, иммигранты (греческие и иностранные), рабочие и рабы - все они играли определенную роль, однако между классами существовало взаимодействие (зачастую незаконное), а также определенное движение между социальными группами, особенно для потомков второго поколения эмигрантов и в тяжелые периоды, такие как войны.
Общество Древней Греции состояло в основном из следующих групп:
граждане мужского пола делились на три группы:
- землевладельцы-аристократы (аристеи);
- свободные фермеры и средний класс (ремесленники и торговцы);
- полукрепостные поденные рабочие.
женщины - принадлежащие ко всем вышеуказанным мужским группам, но не имеющие гражданских прав.
дети - обычно относились к возрастной группе до 18 лет.
раб - дула, имевшие гражданскую или военную занятость.
иностранцы - непроживающие (ксенои) или проживающие на греческой земле (метэки, периэки), которые были ниже граждан - мужчин по статусу.
Сословия
Несмотря на то, что граждане Греции, несомненно, занимали лучшее положение в греческом обществе, в этой группе были разные классы.
На вершине социального древа были "лучшие люди", аристократия.
Обладая большим количеством денег, чем все остальные, этот класс мог обеспечить себя доспехами, оружием и лошадью, когда идет военная кампания.
Часто аристократы распадались на влиятельные семейные фракции или кланы, которые контролировали все важные политические позиции в полисе.
Их богатство пришло от владения собственностью и, что еще более важно, от лучшей земли, т.е. от самой плодородной и самой близкой к защите, обеспечиваемой городскими стенами.
Также существовал более бедный, второй класс граждан.
Это были мужчины, которые имели землю, но, возможно, менее продуктивные участки и которые располагались дальше от города, их собственность была менее хорошо защищена, чем просторная земля, расположенная ближе к городу.
Земля могла быть настолько далека, что владельцам приходилось жить на ней, а не ездить туда-сюда из города.
Этих граждан презрительно называли "обитателями окрестностей", или еще хуже "пыльноногие", и они собирались вместе для защиты в небольших сельских общинах, находящихся в подчинении соседнего города.
По мере роста городского населения и разделения наследственного имущества между братьями и сестрами, значительно вырос средний класс.
Третья группа - средний торговый класс.
Занимаясь производством, торговлей и коммерцией, они были "нуворишами".
Однако аристократия ревностно защищала свои привилегии и политическую монополию, обеспечивая только землевладельцам возможность подняться на позиции реальной власти.
Однако между классами наблюдалось некоторое движение.
Одни могли подняться за счет накопления богатства и влияния, другие могут упасть в классе, обанкротившись (что могло привести к потере гражданства или даже порабощению).
Нехватка здоровья, потеря наследства, политические потрясения или война также могли привести к тому, что "лучшие" после падения вставали на "запыленные ноги."
Женщины
Гражданки имели мало прав по сравнению с гражданами мужского пола.
Женщина, не имеющая возможности голосовать, владеть землей или наследовать имущество, жила дома, и ее целью в жизни являлось воспитание детей.
Контакты с не семейными мужчинами не поощрялись, и женщины посвящали свое время работе в помещениях, например, прядению шерсти и ткачеству.
Обращение с спартанскими женщинами несколько отличалось от обращения в других полисах, например, им приходилось заниматься физкультурой (обнаженными), как и мужчинам, разрешалось владеть землей и пить вино.
Женщинам приходилось выходить замуж в отрочестве, и брак обычно организовывался отцом, который выбирал мужа и принимал от него приданое.
Если у женщины не было отца, то о ее интересах (перспективах брака и управления имуществом) заботились опекуны (куриос), возможно, дядя или другой родственник мужского пола.
Сочетаясь браком в типичном возрасте тринадцати или четырнадцати лет, любовь не имела ничего общего с браком мужа и жены.