Найти тему
Кот ученый

Куда дует Баргузин?

Здравствуйте дорогие читатели, не хочется портить вам настроение, но похоже мир стоит у очередной пропасти. США, а вслед за ней и Россия вышли из договора по ДРСМД (Договор о ракетах средней и меньшей дальности). Причем американцы уже давно начали проектировать ракеты которые запрещены этим договором. А сейчас, когда пришло время испытаний они вдруг обнаружили что Россия нарушает этот самый договор и США из-за этого выходит из него. России что бы сохранить паритет и не снизить обороноспособность страны нужно как - то реагировать на этот вызов. Поэтому в прессе стали появляться версии возможного ответа. Один из них это возобновление производства Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса (БЖРК).

История железнодорожных ракетных комплексов началась в далекие 60е годы прошлого века. Когда американцами была изобретена межконтинентальна баллистическая ракета "Минитмен" с твердотопливным двигателем.

Ракета Минитмен.
Ракета Минитмен.

Тогда у них возникла мысль разместить их на железнодорожной платформе замаскировав под товарный состав. Этот состав может постоянно барражировать по всей территории страны и обнаружить ракету будет практически невозможно.

Американская пресс о железнодорожном размещении ракеты Минитмен.
Американская пресс о железнодорожном размещении ракеты Минитмен.

Они изготовили усиленную ж.д. платформу и провели испытания. Тут нужно отметить один момент. Раньше, чтобы запустить ракету, было необходимо занести в систему управления координаты стартовой площадки. Поэтому невозможно было ее запустить с любого участка пути. Для пуска выделялось несколько пунктов координаты которых и заносились в память ракеты. Сейчас с появлением микрокомпьютеров эта проблема отпала, и ракеты могут стартовать практически с любого безопасного места.

Рисунок американского поезда с ракетой Минитмен.
Рисунок американского поезда с ракетой Минитмен.

Предполагалось что поезда поступят в войска в 1962 году и всего их планировалось поставить 30 штук по 5 ракет в каждом поезде, итого 150 ракет. Но потом посчитав что шахтные ракеты все же дешевле, от идеи отказались. В 1986 американцы повторно вернулись к этой идее, но уже с новой ракетой которая нам известна как "MX".

Фото американского поезда с ракетами Минитмен.
Фото американского поезда с ракетами Минитмен.

Был создан прототип, он даже прошел испытания, но тут грянула разрядка напряженности и проект закрыли.

В России работы по созданию железнодорожного ракетного комплекса начались в 1969 году. Задача стояла неимоверно - сложная. В БЖРК собирались использовать ракеты РТ-23У (по классификации НАТО - СС-24 "Скальпель").

Железнодорожный состав стандартной для БЖРК конфигурации.
Железнодорожный состав стандартной для БЖРК конфигурации.

Но она весила почти 150 тонн, а это почти в три раза больше чем предельный вес обычного вагона, кроме того планируемая максимальная скорость состава - 120 км/час. В конце концов все проблемы были устранены и 20 октября 1987 года на Семипалатинском полигоне проведены успешные пуски ракет.

Испытание на полигоне.
Испытание на полигоне.

После удачных испытаний ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на дежурство. А к концу 80 годов у нас было уже 3 дивизии, которые незаметно перемещались по всей территории СССР.

"Молодец" заступил на дежурство.
"Молодец" заступил на дежурство.

Для американцев это было кошмаром, на поиск 12 поездов тратились колоссальные средства, спутники шпионы не могли отследить среди тысяч и тысяч составов те самые 12.

Боевой ракетный железнодорожный комплекс
Боевой ракетный железнодорожный комплекс

Но вот настал 1993 год и по новому договору СНВ-2, мы были вынуждены эти поезда уничтожить. С одной стороны конечно, прослужив 20 лет, им наверно уже было пора на покой или модернизацию, но тут и кризис подоспел, и все рушиться начало, как говорится все в кучу.

Вагон командного модуля
Вагон командного модуля

В 2013 году в России начались разработки нового БЖРК на основе ракеты "ЯРС" с новым названием "Баргузин". Характеристики закладывались не из легких - автономность хода 30 суток, дальность хода до 1000 км в сутки, скорость до 120 км/час.

Вагон - пусковая установка.
Вагон - пусковая установка.

Здесь конструкторам работать было полегче, за плечами был опыт предыдущей разработки, и новая ракета была поменьше и вес у нее почти полностью соответствовал требованиям железнодорожников, и компьютерная техника ушла далеко вперед. В 2016 году началось производство отдельных элементов БЖРК. А в 2017 году проект закрыли.

Вагон - пусковая установка.
Вагон - пусковая установка.

Сейчас, когда мы вслед за США вышли из договора по ДРСМД, в прессе все больше появляются сведения о возобновлении работ по БЖРК. Конечно, возобновление работ потребует огромных денежных вложений, но они будут не такими большими как если бы начинать проект с нуля. У нас уже есть опыт, почти вся проектно-конструкторская документация, даже некоторые элементы БЖРК где-то пылятся на складах, конечно, кое-что придется доделать, переделать, но это не такой уж большой объем работы. Противники возобновления выдвигают аргумент, что мол сейчас очень развиты космические системы слежения, и из космоса спутники могут легко отследить эти поезда. Но это аргумент слабый, сейчас и маскировочные средства развиты очень сильно, вспомните специальные ткани которые маскируют бойца, ткани невидимки, есть материалы которые скрывают тепловое излучение. Можно сделать так что поезд будет ехать, а спутник будет видеть пустые рельсы. Радиоизлучения от поезда тоже не будет, потому, что будет использоваться лазерная связь. Да в конце концов можно будет запустить кучу ложных поездов, которые наоборот будут излучать тепловое излучение и радиосигналы. Конечно все упирается в деньги, но какие черт возьми деньги, когда речь идет о безопасности государства.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайки и чтобы не пропустить что-то важное, подписывайтесь на мой канал, здесь всегда интересно.