Моя дочь уже давно взрослая и не исключено, что в недалеком будущем сама станет мамой, будет обращаться ко мне за советами и искать во мне поддержку. И вот я все чаще обдумываю, смогу ли я не ошибиться, правильно передать свой опыт? Была ли я образцовой? Прихожу к выводу, что вряд ли.
Часто порог дома я переступала без сил, раздражительная. Хоть и твердила себе, что злиться из-за мелочей не следует, но моей сдержанности не хватало надолго. То уроки не сделаны, то кофточки разбросаны. Просишь это исправить – дочь отрицает все действия. А как быть, если ребенок в принципе не слушается?
С маленьким можно играть, то есть отвлекать игрой или сказкой. Но и это не всегда выручает, а выйти из себя от того, что не получается повлиять на малышню, очень просто. Поэтому, вместо обдумывания и рационального улаживания конфликта, мы начинаем упрямиться сами. И пошло: кто кого.
Вспоминаю такой случай. Дочери было года три. Пошли мы с ней как-то по хозяйственным делам. Я забрала из прачечной белье, купила много продуктов – в общем, руки были не свободны. Вдруг слышу: «Мама, возьми меня, ножки болят». Я пытаюсь объяснить, что не могу это сделать, но малышка остановилась и не сдвигалась с места никак.
«Ладно, - сказала я, - возьму тебя. Но тогда придется оставить на улице то, что мы забрали из прачечной, а там твоя любимая наволочка с вышитым лисенком». Я положила все на тротуар и подняла дочь. Мы отошли на несколько метров, как она вдруг выдает: «Я пойду сама, стой, не надо оставлять наши вещи». Мы вернулись, подняли пакет и отправились домой дальше, но уже никаких капризов и приключений не было.
А ведь если бы я настаивала на своем, то не получилось бы уговорить упрямицу идти пешком.
В целом я всегда стремилась быть хорошей матерью.
Мне повезло рано понять, что быть такой – это не только вовремя накормить, прилично одеть ребенка, но и расположить его к себе, управлять его характером и поведением.
Недавно одна молодая девчонка пожаловалась: «Отстала от жизни, никуда не хожу». Я возразила: «Теперь тебе надо думать не только о себе, у тебя новые заботы».
Не считаю, что нужно жертвовать своими интересами ради детей, но пока они беспомощны – необходимо ими заниматься больше, чем своими хлопотами.
У меня тоже получалось меньше читать, например, из-за нехватки времени, зато больше разговаривала со своим растущим человеком. Вообще, беседы сближают. Обычно старалась не произносить: «Поговорим потом, мне некогда», а ловила эти моменты, когда со мной хотят пообщаться. Когда дочурка начала учиться в школе, я выслушивала и анекдоты, и характеристики на одноклассников.
Тут мне надо было быть дипломатом, потому что в спорных ситуациях она ожидала, что стану на ее сторону. Но как научить адекватному отношению к себе, если, вопреки логике, мы бросаемся защищать? Многие наши разговоры идут от большого мнения о себе, поэтому я выбрала для себя задачу: учить свое чадо доброжелательному отношению к людям и быть с ним лучшими друзьями.
Вырастив большого человека, расслабилась ли я? Вовсе нет, хоть и стал он совсем самостоятельным и самодостаточным. Но я все так же убеждена, что несу за него ответственность, являюсь его старшим другом, и уверена, что должна неустанно совершенствовать себя. Так же, мне кажется, делают те, кто находится в положении, подобном на мое.