Лидер группы «Кино» Виктор Цой снялся в двух фильмах, который хоть раз смотрел каждый. Сначала в 1987 году на большие экраны вышел фильм «Асса» Сергея Соловьева. Виктор Робертович появляется там всего на несколько минут и исполняет в финале песню «Хочу перемен», ставшую гимном времен Перестройки. Через год на экраны вышел фильм Рашида Нугманова (кстати, ученика Сергея Соловьева) «Игла», где Цой исполнил главную роль Моро.
Есть еще несколько куда менее известных фильмов с участием музыканта, где он формируется как актер, отрабатывает свои движения в кадре.
«Конец каникул», 1986 год, режиссер Сергей Лысенко
Эта короткометражка снята в Киеве и стала дипломной работой режиссера. Кинокартина представляет четыре клипа группы «Кино», объединенных одной сюжетной линией. В фильме принимают участие все музыканты группы.
Снимали ленту через месяц после Чернобыльской катастрофы, и на улицах города было мало народа. Несмотря на оригинальный концепт фильма, дипломную работу защитить не удалось. Оригинал фильма собирались уничтожить, но в последний момент режиссер ее украл. Позже «Конец каникул» издавали на видеокассетах и DVD.
Именно в этом фильме Виктор Цой получил первый опыт работы в кадре. Композиции, использованные в этом кино, позже были перезаписаны, а оригиналы изданы в 2002 году на альбоме «Кино» в кино».
«Йя-Хха», 1986 год, режиссер Рашид Нугманов
Эта короткометражка без связного сюжета просто отразила жизнь нескольких известных рок-музыкантов в виде небольшой зарисовки. Это тоже дипломная работа, для которой режиссер отснял несколько часов эпизодов, но средств, выданных ВГИКом, хватило только на 10 минут. Но в итоге все-таки удалось выпустить получасовой фильм.
По сути это незаконченный фильм. Потому что Рашиду Нугманову не удалось изначальный сюжетный концепт. Часть сцен снимали в кочегарке, где работал Виктор Цой. Позже это место появится в другом фильме. Среди музыкантов на экране появляются Борис Гребенщиков, Майк Науменко и Константин Кинчев.
Удивительно, но в итоге «Йа-Хха» получила несколько престижных наград, например, приз ФИПРЕССИ имени Тарковского Московском кинофестивале.
«Рок», 1987 год, режиссер Алексей Учитель
Фильм Учителя (кстати, режиссер той самой скандальной «Матильды») сложно назвать «неизвестным», но в новой России его на фоне «Ассы» и «Иглы» как-то незаслуженно подзабыли. Он был интересен в 1980-е годы, когда появилось явление «Русский рок», его слушали, но большая часть поклонников жанра никогда не видели тех, кто поет эти песни.
К тому же, Перестройка, которая допустила в картине несколько вольностей. Несмотря на мрачные тона в картине, это все-таки фильм свободы. Здесь музыканты сами рассказывают о своей жизни, семьях, бытовых и творческих проблемах, отвечая на вопрос – легко ли быть молодым, когда тебя не признает власть?
Снимали, соответственно, там, где жили и играли на гитарах музыканты – в кочегарке «Камчатка», в Ленинградском Рок-клубе. Здесь сделан акцент на том, что «русский рок», как явление, противостоит официальному курсу партии, телевизионной эстраде. Музыканты показаны здесь такими, какие они есть.
Среди прочих, помимо Виктора Цоя, в картине снялись Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша из группы «АукцЫон», Юрий Шевчук из «ДДТ» и ряд других музыкантов. Также в съемках принимал участие Александр Башлачев. Но позже в период затяжной депрессии (приведшей к гибели поэта и музыканта) отказался от участия в фильме и попросил убрать эпизоды с ним.
*** «Город», 1990 год, режиссер Александр Бурцев
Фильм снимали в 1988 году. Виктор Цой принял участие в съемке нескольких эпизодов. Но в окончательную версию фильма ни один из них не вошел. Кинокартина вышла на экраны в год гибели Виктора Цоя. По утверждению кинематографистов, пленка с Цоем, по всей видимости, не сохранилась