Найти в Дзене
Dmitry Zima

"Угловатость и прямолинейность" — брутальные советские локомотивы 70-80-х годов.

В продолжение статьи "Самые красивые локомотивы СССР".
Часто в комментариях спрашивают: "Где ТЭП70? Почему не 2ТЭ116? и т.п." Попытаюсь объяснить, почему эти локомотивы не попали в список самых красивых.
С начала 70-х и до конца 80-х годов в СССР угловатый и минималистичный стиль в быту и технике постепенно вытесняет округлый, с плавными обводами дизайн, который царил в 30-60-е годы. А в качестве

В продолжение статьи "Самые красивые локомотивы СССР".

Часто в комментариях спрашивают: "Где ТЭП70? Почему нет 2ТЭ116? и т.п." Попытаюсь объяснить, почему эти локомотивы не попали в список самых красивых.

С начала 70-х и до конца 80-х годов в СССР угловатый и минималистичный стиль в быту и технике постепенно вытесняет округлый, с плавными обводами дизайн, который царил в 30-60-е годы. А в качестве материала для декоративной отделки вместо металла массово начинает применяться пластик.

Бытовая техника

Холодильники ЗиЛ
Холодильники ЗиЛ
Радиоприемники ВЭФ
Радиоприемники ВЭФ
Пылесосы "Ракета"
Пылесосы "Ракета"

Машины и техника

Грузовики Зил
Грузовики Зил
Автобусы ПАЗ
Автобусы ПАЗ
Тракторы ДТ-75
Тракторы ДТ-75
Автомобили "Волга"
Автомобили "Волга"
Мотоциклы с коляской ИЖ "Юпитер"
Мотоциклы с коляской ИЖ "Юпитер"
И просто коляски без мотоцикла неустановленных марок
И просто коляски без мотоцикла неустановленных марок

Во-первых на это повлияла мировая мода. Во многих западных странах в это время техника вдруг становится угловатой и прямолинейной. Во-вторых это следует из нового пятилетнего плана развития народного хозяйства.

Из ДИРЕКТИВЫ ХХIV СЪЕЗДА КПСС ПО ПЯТИЛЕТНЕМУ ПЛАНУ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР НА 1971-1975 ГОДЫ

Необходимо направить развитие всех отраслей промышленности в интересах наиболее полного удовлетворения жизненных потребностей советского народа, для чего предусмотреть быстрый рост и повышение удельного веса промышленности, производящей товары народного потребления, сырья, машины и оборудования для их выпуска.
Увеличить производство промышленной продукции за пятилетие на 42—46 процентов, в том числе производство средств производства на 41—45 процентов, производство предметов потребления на 44—48 процентов. Обеспечить в каждой отрасли промышленности рост производства, прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного использования внутрихозяйственных резервов. В этих целях;
ускорить темпы роста производительности труда. Обеспечить повышение производительности труда в промышленности за пятилетие на 36—40 процентов и получить за счет этого 87—90 процентов общего прироста продукции;
повысить технический уровень, экономичность и качество всех видов продукции. Вновь осваиваемая продукция по качественными технико-экономическим характеристикам должна соответствовать передовым достижениям мировой науки и техники;
более эффективно использовать производственные мощности и основные фонды. Увеличить выпуск продукции с каждой единицы производственных основных фондов путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие производственных мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов;
улучшить использование сырья, материалов, топлива, электрической и тепловой энергии. Обеспечить экономию проката черных металлов в машиностроении и металлообработке в размере 18—20 процентов за счет применения эффективных видов и профилей металла, его заменителей, совершенствования конструкций машин и технологии обработки металлопроката.

Как мы видим нужно было всеми путями добиться снижения затрат на производство. И, в то же время, увеличить количество, качество и скорость выпуска продукции, используя более дешевые материалы. Одним словом — экономия.

Новые тенденции не обошли стороной и локомотивостроение. Тепловозы и электровозы начинают проектировать исходя из новых планов. Но планы для того и существуют, чтобы их откладывали в долгий ящик, поэтому на некоторых предприятиях реализация перспективных проектов растягивалась на многие годы. (История завода ЗиЛ тому в пример)

На опытных или ранних образцах локомотивов еще можно было увидеть попытки украсить их внешность разнообразными деталями. Но в дальнейшем от этих излишеств, как правило, отказывались.

ТЭП70

Опытный тепловоз ТЭП70-0001 Источник: trainpix.org
Опытный тепловоз ТЭП70-0001 Источник: trainpix.org

Первый тепловоз ТЭП70 был построен в 1973 году на Коломенском заводе. Всего было выпущено семь тепловозов опытной серии (001-007). С 1978 года ТЭП70 начинает производиться крупной серией, но с элементами кузова и экипажной частью от опытного тепловоза ТЭП75, построенного в 1976 году. После небольшого рестайлинга с кузова ТЭП70 убирают декоративные металлические цифры бортового номера.

Опытный тепловоз ТЭП75-0001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Опытный тепловоз ТЭП75-0001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

Ну и вдогонку ещё один шедевр Коломенского завода. Опытный тепловоз ТЭП80.

Опытный тепловоз ТЭП80-0001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Опытный тепловоз ТЭП80-0001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

Первый тепловоз был построен в 1988 году. На ТЭП80 достигнута скорость в 271 км/ч, что является рекордом для дизельных локомотивов.

Локомотив ТЭП80-0002 является мировым рекордсменом по скорости среди пассажирских тепловозов. Рекорд установлен машинистом Манкевичем Александром Васильевичем (помощник машиниста — Дмитрий Болдаев, самый молодой участник испытаний) на перегоне Шлюз — Дорошиха линии Петербург — Москва 5 октября 1993 года и составляет 271 км/ч, запись о чём можно увидеть на кузове тепловоза, находящегося в данный момент в Музее железных дорог России. Санкт-Петербург. Локомотив 0001 находится в Новосибирском музее железнодорожной техники.

ТЭ109

Опытный тепловоз ТЭ109-001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Опытный тепловоз ТЭ109-001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

В 1967 году на Луганском тепловозостроительном заводе строятся два опытных тепловоза, под обозначением ТЭ109.

В дальнейшем, на серийных локомотивах, многие элементы внешнего вида были упрощены.

Серийный тепловоз ТЭ109-001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Серийный тепловоз ТЭ109-001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

2ТЭ116

Тепловоз 2ТЭ116 ранняя версия Источник фото: trainpix.org Автор: Дядя Кит
Тепловоз 2ТЭ116 ранняя версия Источник фото: trainpix.org Автор: Дядя Кит

В 1971 году на ВЗОР (ЛТЗ) строится новый двухсекционный тепловоз 2ТЭ116. После 030-го номера кабину унифицируют с тепловозом 2ТЭ10В

Тепловоз 2ТЭ116-045 Источник фото: trainpix.org Автор:  Krasnov_rzd
Тепловоз 2ТЭ116-045 Источник фото: trainpix.org Автор: Krasnov_rzd

С тепловоза №742 кабину изменили ещё раз.

Тепловоз 2ТЭ116-742  Источник фото: trainpix.org Автор: граббер
Тепловоз 2ТЭ116-742 Источник фото: trainpix.org Автор: граббер

Последняя модификация 2ТЭ116 получила более крупные боковые окна кабины.

Тепловоз 2ТЭ116-1735  Источник фото: trainpix.org Автор: Aleks-131
Тепловоз 2ТЭ116-1735 Источник фото: trainpix.org Автор: Aleks-131

Аналогично эволюционировал внешний вид тепловозов 2ТЭ10 — от "В" до "У"

ТЭ114

Опытный тепловоз ТЭ114-002 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Опытный тепловоз ТЭ114-002 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

В 1971 году на ЛТЗ были построены два опытных тепловоза ТЭ114

А с 1974 года начинается их серийное производство

Серийный тепловоз ТЭ114-0069 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Серийный тепловоз ТЭ114-0069 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

Самыми "брутальными" были опытные и мелкосерийные тепловозы ЛТЗ, построенные в 80-е годы.

ТЭМ2

Маневровый тепловоз ТЭМ2  Источник фото: trainpix.org Автор:  Semen1966
Маневровый тепловоз ТЭМ2 Источник фото: trainpix.org Автор: Semen1966

На замену маневровому тепловозу ТЭМ2, в 1978 разрабатывается тепловоз ТЭМ2У. Новый локомотив, в сравнении со своим предшественником, лишается плавных обводов кузова и кабины. Серийное производство начнется только через пять лет.

Маневровый тепловоз ТЭМ2У Источник фото: trainpix.org Автор:  Mehanik75
Маневровый тепловоз ТЭМ2У Источник фото: trainpix.org Автор: Mehanik75

Электровозы ВЛ

Электровоз переменного тока ВЛ84  Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Электровоз переменного тока ВЛ84 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

Одним из первых магистральных электровозов, который получил новый упрощенный облик стал ВЛ84, построенный в 1979 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе

В дальнейшем на базе нового унифицированного кузова выпускались электровозы ВЛ85, ВЛ65, ВЛ86Ф, ЭП1, ВЛ80СМ и ВЛ15, который строился на Тбилисском электровозостроительном заводе.

Электропоезда ЭР

В 1974 году на электропоездах ЭР2-1028 и ЭР9П-345, производства Рижского вагоностроительного завода, впервые была изменена форма кабины с круглой на прямоугольную.

Электропоезд ЭР2-1028 Источник фото: trainpix.org Автор: SHOMAS4416
Электропоезд ЭР2-1028 Источник фото: trainpix.org Автор: SHOMAS4416

Электропоезд ЭР9П-345 Источник фото: trainpix.org Автор: SvIva
Электропоезд ЭР9П-345 Источник фото: trainpix.org Автор: SvIva

Съезды ЦК КПСС регулярно посещали делегации и из других социалистических республик восточной Европы. Поэтому промышленность в этих странах, зачастую, развивалась в одном русле с промышленностью СССР. Упрощения в дизайне не обошло стороной и те локомотивы, которые братские республики поставляли в нашу страну.

Электровозы ЧС

В 1971 году на чехословацком заводе Škoda по заказу СССР разрабатывается пассажирский электровоз ЧС4Т

Электровоз ЧС4Т Источник фото: trainpix.org Автор: Diesellokophren
Электровоз ЧС4Т Источник фото: trainpix.org Автор: Diesellokophren

За свой внешний вид и из-за буквы "Т" в названии, электровоз получил прозвище "Теремок"

Позже, в 1972 году, выпускается пассажирский электровоз ЧС2Т, с кузовом унифицированным с ЧС4Т

Электровоз ЧС2Т Источник фото: trainpix.org Автор: Tiranozavrrex
Электровоз ЧС2Т Источник фото: trainpix.org Автор: Tiranozavrrex

В 1974 году завод Škoda по заказу СССР, разрабатывает новый скоростной пассажирский электровоз постоянного тока ЧС200

Электровоз ЧС200-001  Источник фото: trainpix.org Автор: Сергей Фролов
Электровоз ЧС200-001 Источник фото: trainpix.org Автор: Сергей Фролов

В 1979 году, начинает производится модификация электровоза ЧС200 с обновленным кузовом и новый скоростной пассажирский электровоз ЧС6

Электровоз ЧС200-003 Автор фото: Валерий Шитов
Электровоз ЧС200-003 Автор фото: Валерий Шитов
Электровоз ЧС6-001  Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Электровоз ЧС6-001 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

С 1983 года Чехословакия по заказу СССР выпускает пассажирские электровозы ЧС8 (переменного тока) и ЧС7 (постоянного тока) с кузовами унифицированными с электровозами ЧС200/ЧС6

В заключение хочется сказать, что все перечисленные локомотивы нельзя назвать красивыми, это слово для них не совсем подходит. Эти машины совершенные, глядя на них чувствуется мощь и какая-то мужественность. Короче говоря — это не стиляги 50-60-х годов, которые щеголяют своей внешностью, а настоящие советские рабочие, способные своими мускулистыми руками сворачивать горы.

Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.

Читайте также:

Павшие гиганты СССР. "Пролетарский завод"
Пиво, вино, папиросы... Что еще можно было купить в советских торговых автоматах?
Гражданские поезда "стратегического назначения"
«Шкода на турботяге» — cекретный газотурбовоз из Социалистической республики
Самые красивые локомотивы СССР
Проект "Пустельга" История тепловоза HS4000
Электричество в России до Революции
"Марья Сергеевна Гагарина, 1962 г.р." История тепловоза М62