Найти тему
Газета Солидарность

МЦД: почему любое транспортное решение не имеет смысла

“Мегаполис поехал быстрее”. Заголовок на первой полосе газеты, которая была городской вечерней, а превратилась в рекламный листок для раздачи бесплатно, чтобы население знало, как правильно любить начальство. “Пассажиры столицы и пригорода могут сократить время в пути”. На фото довольные пассажиры: Путин с Собяниным. “Сегодня исторический для Москвы день. Рождение нового вида городского транспорта - Московских центральных диаметров”.

Не станем обижать альтернативно грамотное начальство уточнениями, какие еще бывают диаметры, кроме центральных.

Лучше спросим с себя.

Почему Илья Смирнов не восторгается транспортом в родном городе? С бетонными термитниками понятно, они действительно никому не нужны, кроме перекрытой урбантины. Но от новых путей и развязок всем только удобнее. Проявите объективность и похвалите.

Да, есть что похвалить. Например, железнодорожные экспрессы в аэропорты, заработавшие еще при Ю.М. Лужкове. Организовали их коммерсанты, поэтому цена билета многих раздражала, но конкретная задача была решена. Стало возможно добраться с чемоданом до самолета, минуя сплошные пробки и сомнительные “услуги” бомбил. Поезда пошли с точностью, про которую давно забыли немцы, и доставляли, например, в Шереметьево всего за 30 минут с непривычным для тогдашнего транспорта комфортом.

Теперь этот маршрут - часть одного из “диаметров”. Вместо установившихся в последние годы тридцати пяти минут дорога от Белорусского вокзала до аэропорта заняла пятьдесят. Хорошо сократили время, правда? В полтора раза наоборот. Но и этот график не выдерживается: мой поезд “исторически” опоздал еще на 4 минуты. А высадка прилетающих пассажиров перенесена на дальний перрон Белорусского вокзала таким образом, чтобы гости столицы прыгали с чемоданами по лестницам. В итоге экспресса больше нет, его превратили в электричку Шереметьево - Одинцово, и люди справедливо указывают, что стало дешевле и удобнее добираться в аэропорт на такси и даже, извините, на автобусе.

А планы были несколько иные.

Страничка истории. 2013 год, гендиректор “Аэроэкспресса” А.Ю. Криворучко:

“Есть мировые примеры образцового движения, например в Норвегии. Там поезд идет с интервалом 15 минут и со скоростью 160 км/час. И по статистике, 40% пассажиров пользуются этим экспрессом - это мировой рекорд. Мы этого хотим и делаем все, чтобы процесс продвигать. К сожалению, сейчас у нас график в 30 минут в Домодедово и Шереметьево, и пока мы не можем даже 20 минут сделать, хотя это уже необходимо”.

Так могло бы быть. Но получилось не 20, а 50. В чем “Аэроэкспресс” не виноват. Понятно: сверху сделали предложение, от которого нельзя отказаться, и они, как положено российским бизнесменам, вписались в линию партии. В очередной “центральный диаметр”.

Кто-то ожидает, что я стану ругать некомпетентных и коррумпированных чиновников. Но тут все глубже и серьезнее. Если поставлена политическая задача: запихнуть в Москву миллионы новых жителей (всерьез рассматривается увеличение ее населения в два раза!), то в рамках этой, с позволения сказать, национальной идеи никакое транспортное решение не имеет смысла. Даже самое разумное и профессиональное.

В тот самый день, когда в Москве помпезно открывали “диаметры”, в провинции “аэропортам не прилетело 175 млрд рублей”. Оказывается, на реконструкцию воздушных гаваней Новосибирска, Красноярска, Тюмени и Сыктывкара денег в бюджете нет.

На Крымский мост деньги все-таки нашлись. Спасибо, замечательное сооружение. Планируемый мост через Лену - еще лучше. Только он “будет автомобильным. Изначально планировалась еще и железнодорожная часть, но это привело бы к удорожанию проекта раза в два”. Неподъемно? Нынешняя смета - около 83 млрд руб. Вдвое больше - 166.

Для сравнения: Крымский мост - 228 миллиардов. Зато программа т.н. “реновации” Москвы, о которой мы недавно рассказывали на примере района Русаковка, где демонстративно сносят хорошие кирпичные дома, - около трех триллионов. Вариант - все три с половиной.

Счастливой поездки.

Илья Смирнов, историк