Сейчас онлайн пространство заполнено статьями полезны или все-таки вредны мультфильмы для малышей. Мнений разных очень много, давайте разбираться.
Конечно, современные мамы очень сильно устают, здесь и дети, и быт, и работа, иногда женщине необходимо просто отдохнуть и в этом ей прекрасно помогают мультфильмы. Отлично, но должна быть золотая середина, например, в 2 года смотреть по 3 часа мультики – не норма. А где тогда норма? Пожалуй, 15-20 минут в день без вреда для физического и психического здоровья.
То есть, дать посмотреть, чтобы передохнуть, это нормально, а вот затыкать ребёнка гаджетами, когда он мешает, нет.
Что касается вредности телевизора, это серьезная тема, в этой статье речь идёт только об информации, ответственность всегда ваша, родителей, вы решаете, что с этим делать.
Сейчас идёт негативная тенденция по искусственному задержке развития у детей, по расстройствам аутистического спектра и могу экспертно заявить, что телевидение играет в этой проблеме большую роль.
Особенно это касается мам гиперактивных детей, детям с синдромом дефицита внимания просмотр телевизора категорически противопоказан. Почему?
Когда ребёнок смотрит мультики, даже ему уже больше 3х лет (до 3х хуже), то в день на это занятие должно приходиться не более 30 минут. И после просмотра мультфильма, обязательно показывать малышу 1 документальный фильм, например, о животных, можно на следующий день. Зачем?
Затем, чтобы мозг учился обрабатывать разную информацию, сначала развлекательный простой контент, затем более сложную информацию.
Почему до трёх лет мультфильмы не рекомендуются вовсе?
Изначально нормальный ребёнок смотреть мультики не будет, особенно советского формата. Потому что персонажи там движутся медленно, они находятся в пространстве достаточно статично. Например, Винни пух идёт и поёт песенку 30 секунд. Нормальный ребенок полутора лет заскучает и пойдет заниматься своими делами.
Всё, что дети смотрят с открытыми ртами, это мультфильмы, которые воздействуют на непроизвольное внимание и искусственно заставляют ваших малышей сидеть перед экраном.
Это негативно сказывается на эмоционально-волевой сфере ребенка и на когнитивных способностях (познавательных – обработка информации). Ребёнок сидит, смотрит, но суть не понимает, при этом мультик забирает у него кучу энергии, которая могла быть потрачена на познавание мира. А до 3х лет развитие интеллекта происходит только через движение. Делайте выводы сами.
Чем это грозит в школьном возрасте?
«Смотрю в книгу – вижу фигу» - то есть, ребёнок не умеет обрабатывать информацию, чтобы понять правило, ему надо долго объяснять, до него туго доходит смысл сказанного. Он не может обработать статичную картинку, потому что при этом нужно включать произвольное внимание, а он привык к постоянному включению только непроизвольного, когда персонажи быстро двигаются. Да, может там и есть смысловая польза, но подача такова, чтобы он смотрел.
Таким образом, постоянно сидящий возле экрана ребёнок, без дополнительных стимулов обрабатывать информацию не умеет.
И как тогда он будет слушать учителя, если ему нужна постоянная смена картинки. Такому ребёнку сложно воспринимать монотонную информацию, например, книгу, ему будет тяжело что-то вынести из этого. Ведь с самого детства он привык получать информацию, когда подключаются все ресурсы его мозга.
Сейчас и в фильмах, и в мультиках персонажи двигаются все быстрее, картинок становится больше.
Всё, что ребёнок должен узнать до 3х лет, он узнает от мамы, а не из мультиков, например, явления природы и прочее.
Еще есть иллюзия, что советские мультики хорошие, и их то уж можно смотреть в неограниченном количестве. Это тоже достаточно спорно. Есть неплохие и современные мультфильмы, всё относительно. Да, мультипликация СССР гораздо приятнее из-за менее яркой и мигающей картинки, но в анимациях нашего детства часто стыдят детей, воспитывают странными методами. Например, возьмём то же Простоквашино, маленький мальчик уехал один в деревню, а счастливые родители без него развлекаются на курорте. Есть ляпы и в современных картинах, например, «Котики вперёд» – в каждой серии герои чудят, и имеют возможность вернуть время назад и начать всё сначала.
В общем, как вы поняли, у данного вопроса есть как плюсы, так и минусы. Просто постарайтесь относиться к этому проще!
Садитесь и смотрите мультфильмы вместе с ребёнком, только так вы сможете понять какого качества контент вам предоставляют.
Не надо относиться слишком серьёзно к тому, что вы смотрите, это всего лишь мультфильм, не понравится содержание - выключите! Если вы смотрите вместе с ребёнком, то всегда есть возможность объяснить, в том же «Маше и медведь», что идёт демонстрация того, как себя вести нельзя, высмеивают как раз плохое поведение. И тогда у вас не будет оговорок, что один мультфильм хороший, а другой вредный, будьте в контакте с малышом. Одна оговорка состоит в том, что для ребёнка крайне важно, когда в конце добро побеждало зло, это формирует правильные установки.
Если вы просто устали, хотите передохнуть, включайте проверенный/нейтральный мультик ("Лунтик", "Смешарики", "Котёнок Гав").
Не нужно ставить какие-то высокие задачи к развлекательному контенту и задаваться глобальным вопросом "чему он учит и как развивает?" По большому счёту, мультфильм — это просто пауза, чтобы мама сходила в туалет в одиночестве. Развивают, учат, подают пример не мультики, а родители, значимые взрослые.
Мы все выросли на "Ну, погоди!", и разве мы поголовно курим и гоняем друг друга?
Простой мультик не может научить плохому, плохо может быть тому ребёнку, который заброшен и предоставлен сам себе у телевизора или планшета. А вот сам мультик здесь ни при чем!