“Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!” – однажды написал поэт Юрий Левитанский и был тысячу раз прав: кино – это действительно целая жизнь со своими триумфами и драмами, взлетами и падениями, героями и злодеями. История отечественного кино, насчитывающая уже более века, вобрала в себя огромный пласт национальной и мировой культуры и оттого чрезвычайно богата на события, лица и имена. Мы представляем вам своеобразные кинематографические “Намедни” – хронику отечественного кино по годам, от первых дореволюционных лент до современности.
1903 год стал годом сенсаций: в российском прокате появился целый ряд новых фильмов Жоржа Мельеса, среди которых настоящей жемчужиной стало легендарное “Путешествие на луну” – самая известная и, пожалуй, лучшая лента мастера. Надо сказать, что эта картина, ставшая первым научно-фантастическим фильмом в истории, впечатляет и сегодня благодаря поразительной изобретательности Мельеса – специально для нее он придумал и реализовал огромное количество спецэффектов (комбинированные съемки, сцены превращения предметов и т.п.), а кадр с космическим кораблем, попавшим луне прямо в глаз, стал хрестоматийным.
Российская публика встретила фильм восторженно, а прокатчики тут же уловили массовый интерес к картинам подобной тематики, и вскоре афиши российских кинотеатров заполнились заголовками вроде “новые фантастические картины”, “электро-космографический театр” и т.п. Среди других лент, вышедших на экраны в этот период, особенно популярными были иностранные “Спящая красавица”, “Синяя борода”, “Камо грядеши?”, “Фея весны” и другие.
В 1903 году отечественное кино по-прежнему страдало от нехватки собственных оригинальных игровых лент, однако патриотические чувства российской публики вновь удовлетворили придворные кинематографисты К. фон Ган и А. Ягельский, представившие цветную кинохронику из жизни царской семьи – “Последнее пребывание французского президента Эмиля Лубе в Петербурге”, “Последнее пребывание Их Императорских Величеств во Франции на маневрах” и другие.
Кроме того, в апреле 1903 года в здании московского Благородного собрания состоялась большая премьера новых хроникальных картин, завершившаяся крайне необычным зрелищем – вместо самого А. Ягельского, организовавшего показ, на поклон вышел его экранный двойник. Придворные хроникеры вновь не показались публике живьем, что породило новую волну мистических слухов о том, что фон Ган и Ягельский – якобы один человек. Впрочем, пресса отреагировала на кинематографический сеанс исключительно восторженно:
“Перед зрителями, напряженно вглядывавшимися во все детали этих картин, восстала полностью незабвенная минута и, как живые, проходили лица Государевой свиты, все чины Двора, участвовавшие в шествии, и Сами Высочайшие Особы. И эта волнующаяся толпа, волнующаяся, как море, еще рельефнее оттеняла красоту этой замечательной картины”.
После того, как в России возродился интерес к кинематографу, кинопромышленники стали все увереннее расширять свой бизнес: в течение 1903 года в Москве появилось сразу несколько новых крупных кинотеатров, самыми известными из которых стали “Новый электрический театр” и “Электро-космографический театр” М. Аксюка. Кроме того, по всей России стали открываться новые стационарные кинотеатры, называемые по космической моде того времени “иллюзионами” и “биоскопами” – помимо Москвы, они появились в Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и других городах.
Таким был 1903 год – год, задавший моду на фантастическую тематику в кино и подаривший нам первую цветную кинохронику из жизни царской семьи, ставшую ценнейшим историческим документом. О том, что было дальше, мы расскажем в следующих статьях цикла. Продолжение следует!
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Предыдущая статья цикла: "Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1902
Следующая статья цикла: "Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1904
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: