Найти тему
михаил силинг

Устранению последствий наводнений в Иркутской области помогли бы деньги от ликвидации ее черной бюджетной дыры

Виноград уже созрел. Его нужно собрать ... поговорим об этом.
Виноград уже созрел. Его нужно собрать ... поговорим об этом.

На этот раз для анализа размера черной бюджетной дыры я выбрал Иркутскую область. Интересно сопоставить две суммы: сумму снижения платежей по налогу на прибыль области в 2018 году и сумму из федерального бюджета, направленную в область для устранения последствий наводнения 2019 года. Сопоставление вполне корректно: в 2019 году в стране меры устранения черных бюджетных дыр даже не обсуждались. О том как устранить черные дыры в бюджетах регионов Минфин РФ знает (из моих писем к нему) с 2015 года. Все начиналось с анализа...

Анализ ОДДС* нескольких сотен предприятий из Иркутска и его области обнаружил 20 предприятий, совокупно снизивших платежи по налогу на прибыль на 5,8 млрд. руб. - на 8% от платежей по налогу на прибыль всех предприятий Иркутской области в 2018 году.

На неотложную помощь пострадавшим от наводнения из федерального бюджета первоначально было направлено порядка 3 млрд. руб. Затем, по сообщениям печати, сумму финансовой помощи населению области федеральный центр увеличил почти в 5 раз. Сравнение размера федеральной финансовой помощи Иркутской области с расчетным размером областной черной бюджетной дыры (15,2 млрд. руб.), показывает: они сопоставимы.

Конечно, прошлогодние достижения (если черная дыра была бы ликвидирована уже в 2018 году) распределили бы при верстке бюджета 2019 года в его расходной части. Но все-таки возможности иркутского бюджета - его готовность к противостоянию стихии, при отсутствии черной дыры, была бы в 2019 году значительно больше.

1. Есть ли объективные причины у обнаруженных 20-ти предприятий к снижению платежей по налогу на прибыль?

Выручка предприятий, не додавших в бюджет области 8% по налогу на прибыль, по сравнению с предыдущим годом выросла на 2%, а почти двукратное уменьшение платежей по налогу на прибыль 2018 года вряд ли обусловлено менее чем 5-ти процентным уменьшением платежей поставщикам компаний (ППК). Тем более, что это снижение вызвала только одна, но достаточно крупная компания. У остальных 19 компаний платежи ППК 2018 года по сравнению с платежами ППК 2017 года выросли на 9,8%. Так, что (по крайней мере на первый взгляд) объективных причин для уменьшения платежей по налогу на прибыль у этих 20-ти предприятий нет. Это подтверждает и уменьшение рентабельности ППК: в 2018 году. Она по сравнению 2017 годом снизилась более чем в 2 раза.

Опять, как при анализе материалов Псковской области (см. предыдущую статью), мы сталкиваемся с эффектом трансформации денежного потока, формирующего прибыль, в денежный поток платежей поставщикам компаний - ППК. Рассмотрим вопрос о трансформации денежных потоков в общетеоретическом плане, и сделаем попытку найти причину возникновения этого эффекта.

2. Описание двух подходов к уплате налога на прибыль

При росте платежей поставщикам в отчетном году (индекс «от»), плательщики налога Н на прибыль не всегда уменьшают его величину по сравнению с предыдущим годом (индекс «пр»). То-есть существует два подхода к уплате налога на прибыль:

– первый характерен тем, что Нот <Нпр и ΔН/Зт=(Н/Зт)от-(Н/Зт)пр<0 (1);

– второй, – тем, что Нот > Нпр и ΔН/Зт =(Н/Зт)от-(Н/Зт)пр>0 (2).

Буквами Зт обозначена величина потока ППК. Отношение Н/Зт - характеристика рентабельности ППК, рассчитанная без учета ставки налога на прибыль, ΔН/Зт - изменение рентабельности. Если величина этого изменения положительна (больше нуля) - рентабельность увеличивается, если нет, то рентабельность уменьшается.

Назовем подход с уменьшением платежей по налогу на прибыль (1) «предпринимательством с использованием государственных средств» (налог на прибыль – госсобственность) и обозначим его ИГС. Второй подход (2) обозначим БИГС, – «предпринимательство без использования государственных средств».

На рис. 2 показан пример экспериментального распределения вероятностей W реализации каждого из этих подходов.

 Рис . 2  и все последующие рисунки в данной статье без изменения взяты из Обоснования Законопроекта "Специальный режим платежей по налогу на прибыль"
Рис . 2 и все последующие рисунки в данной статье без изменения взяты из Обоснования Законопроекта "Специальный режим платежей по налогу на прибыль"

Площади областей существования ИГС и БИГС примерно одинаковы и отличаются только знаком. Абсолютное разделение областей ИГС и БИГС обеспечивает гиперплоскость W=0. Введем ее в область БИГС, тогда вся область распределения W будет определена, в область БИГС включены все случаи, когда рентабельность ППК остается неизменной - ΔН/Зт=0.

Рассмотрим одну из возможных причин возникновения этих областей.

3. Роль платежей по долговым обязательствам (Од)

Полагают и очень часто, что источником разделения налогоплательщиков на ИГС и БИГС являются платежи по долговым обязательствам (стр.4123 ОДДС), которые вынуждает налогоплательщика «оптимизировать» свою налоговую политику.

Так как распределения на рис. 3 одинаковы: платежи по долговым обязательствам вряд ли   являются причиной образования ИГС и БИГС
Так как распределения на рис. 3 одинаковы: платежи по долговым обязательствам вряд ли являются причиной образования ИГС и БИГС
Величина отношений длительности работы в режимах ИГС и БИГС  к периоду погашения долговых обязательств (рис. 4) в большинстве случаев меньше единицы. То-есть смена режимов ИГС на БИГС и обратно не может зависеть от наличия платежей по долговым обязательствам
Величина отношений длительности работы в режимах ИГС и БИГС к периоду погашения долговых обязательств (рис. 4) в большинстве случаев меньше единицы. То-есть смена режимов ИГС на БИГС и обратно не может зависеть от наличия платежей по долговым обязательствам

Другими словами, предприятия нередко применяют режим ИГС, и уменьшают платежи налога на прибыль. Чем длиннее период применения этого режима, тем значительнее уменьшения в платежах по налогу на прибыль.

Таким образом эффект трансформации денежных потоков, - это выбор режима работы предприятия. Он во многих случаях не связан с внешним (плата по долгам) вмешательством в деятельность предприятия.

В заключение статьи заметим, оценка размера общероссийской черной бюджетной дыры "усилиями" предприятий Иркутской области увеличилась еще на 15 млрд. руб. Она теперь оценивается в 121,6 млрд. руб.

  • ОДДС -отчет о движении денежных средств.