Некоторые историки уверены, что престол святого Петра в Ватикане занимали не только мужчины. Единственным исключением из этого правила стала некая женщина, которая, якобы, в середине IX века, скрыв свой пол, исполняла обязанности римского папы на протяжении 2-х лет 5 месяцев и 4-х дней. На пост понтифика она, если верить некоторым средневековым авторам, была избрана после смерти Льва IV – в 855 г. На святой престол взошла как Иоанн VIII, но более известна под именем «папессы Иоанны».
Фильм Зонке Вортманна «Иоанна – женщина на папском престоле» (оригинальное название – «Папесса» (La papessa / Pope Joan), мировая премьера – 19 октября 2009 г.), поставленный по одноименному роману Донны Вулфолк Кросс. В связи с этим возникает вопрос о степени достоверности представленных в фильме событий.
Католическая Церковь, разумеется, факт существования «папессы» решительно отвергает, и вопрос об исторической достоверности всех этих легенд не разрешен до сих пор.
Косвенное доказательство возможности пребывания женщины на папском престоле неожиданно появилось в 1276 году, когда, после смерти папы Адриана V, его преемник взял имя Иоанн XXI. Между тем, если следовать официальной хронологии Ватикана, его «порядковым номером» должен был быть «ХХ», и этот, не подлежащий сомнениям факт, безусловно, представляется очень интересным. Попытки объяснить его ошибкой переписчиков (абсолютно всех?) выглядят, мягко говоря, не очень убедительно.
Другим доказательством какого-то скандала, связанного с половой принадлежностью римских пап, является странная традиция усаживать вновь избранного понтифика в особое мраморное кресло с отверстием в сиденье (sedia stercoraria) с целью обследования его на принадлежность к мужскому полу. Получив подтверждение наличия у нового понтифика соответствующих половых органов, конклав рукоплескал. Эти аплодисменты, которые сопровождались выкриками «uovo» («ово»), назывались… «овация»! Если не лень, посмотрите, как переводится слово «uovo» с итальянского языка на русский. Этот обычай был отменен папой Львом X – в XVI веке.
Две версии
Существуют две версии легенды о «папессе» Иоанне.
Первая принадлежит Жану де Майи, доминиканскому монаху XIII века, и воспроизводит в свою очередь версию другого доминиканца, Стефана де Бурбона (†1261). Там можно прочесть, что «примерно в 1100 году» жила одна умнейшая женщина, которая, переодевшись мужчиной, проникла в римскую папскую канцелярию, заняла пост первого нотариуса, затем стала кардиналом, а потом и Папой. Однажды во время публичной церемонии она родила на свет сына. Разгневанный народ привязал её к хвосту собственной лошади, и её проволокли по городу прежде, чем казнить и предать земле. На месте, где она умерла, поставили могильную плиту с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).
Вторая версия – это версия «Хроники», написанной Мартином Полонием (т.е. Поляком, также известным как Мартин Богемский или Опавский — от названия его родного города Опава в Чехии, †1278), доминиканским монахом и папским капелланом. Из его повествования следует, что после Папы Льва IV (847-855), Престол Петра занимал в течение двух лет, семи месяцев и четырёх дней англичанин Иоанн (Johannes Anglicus natione) из Майнца. Автор хроники недвусмысленно утверждает, что это, как полагают, была женщина. Ещё в юности любовник привёз её, переодетую в мужскую одежду, в Афины, где она прославилась образованностью и учёностью, после чего она была призвана в Рим заниматься преподаванием. В Вечном городе её качества оценили столь высоко, что она была избрана Папой. Во время своего понтификата она забеременела, и разродилась по дороге от собора святого Петра в Латеранскую базилику, бывшую в ту эпоху папской резиденцией. Во время родов она умерла, и была погребена на том же месте. Мартин утверждает, что её имя не было включено в список святейших отцов — по причине женского пола и низости поведения.
Почему верили в миф о «папессе»?
Тогда почему, начиная с XIII века, возникла вера в существование «папессы»? Великий историк Церкви Цезарь Бароний утверждал, что в основе этого мифа могла лежать сатира на исторического Папу Иоанна VIII (872-882), которого обвиняли в том, что тот проявил излишнюю слабость в отношениях с патриархом Фотием. Отлучённый патриарх три раза с иронией назвал Папу «мужественным», словно пытаясь подчеркнуть звучавшие в его адрес обвинения в женственности.
По другой версии историческим прототипом папессы, это была Мароция (Марозия), мать двух Пап. Имя обоих Пап было Иоанн.
Римские сплетники передавали любой скандал — истинный, или едва достойный доверия. Вот и в легенду о папессе Иоанне хотелось верить так долго, поскольку она была так пикантна. Самое реалистичное объяснение её появления принадлежит историку и немецкому теологу Игнацу фон Дёллингеру, отъявленному критику папства.
Он разоблачает эту историю как популярную римскую легенду, основанную на открытии неподалёку от Колизея старинной статуи женщины, которая носила надпись-посвящение в виде формулы «Р.Р.Р.» (Propriae pecuniae posuit: «поставил за свой счёт»), а также имя благотворителя: «Pap. (Папирус?), Pater Patrum». «Pater patrum» означает «отец отцов», это был титул, обычный в языческом культе Митры, и действительно во время раскопок археологи нашли под церковью св. Климента останки старинного языческого храма. Когда-то он находился именно там, где по версии Мартина Полония произошли роды разоблачённой Иоанны.
Даже более древняя версия легенды, принадлежавшая Жану де Майи, содержала эту деталь, что для Дёллингера является доказательством её народного происхождения: обладавшие богатой фантазией римляне по-своему интерпретировали эти шесть букв «P» как «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). Это был не первый раз, когда плодом народной выдумки становились смачные, часто фривольные, истории, связанные с двусмысленным античными памятниками. Мартин, имевший польские корни и плохо знавший характер римлян, мог и не отдавать себе отчёта в том, что те, кто рассказывал ему эту историю, просто посмеялись над ним.
Вывод очевиден: нет ни одного реального доказательства существования «папессы» по имени Иоанна. При более внимательном рассмотрении её история представляется совершенно нереальной. Могла ли столь умная и амбициозная женщина, достигнув своей цели, совершить столь безрассудную ошибку, вступив в рискованную связь? Возможно ли, чтобы её беременность оставалась незамеченной на протяжении девяти месяцев? И даже если так, разве не могла она родить ребёнка тайно?
И, тем не менее, прецедент имел место. В XIII веке, Гульельма Богемская, основательница еретической секты гульельмитов, предсказала, что в конце эпохи на престол Петра взойдут женщины. После её смерти в 1281 г. её последователи избрали своего «папу» в лице миланской графини Манфреды Висконти; в 1300 г. она была сожжена на костре как еретичка, но получила место «папессы».
***************
Если Вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира и увидеть кинофильмы Италии, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ