Дальновидный Павел Слободкин в этом году начал перестраивать своих «Веселых Ребят» на западный манер, ориентируя ансамбль на творчество The Beatles. В то время подобную музыку знали и могли играть только в самодеятельности, поэтому Слободкин решил привлечь в новый состав «Веселых Ребят» музыкантов из рок-ансамблей. Именно тогда в «Веселые Ребята» были приглашены Леонид Бергер (вокал, клавиши) и Валентин Витебский (бас-гитара), музыканты популярной столичной рок-группы «Орфей».
Вспоминает Леонид Бергер: «Конец 1968-го. Работаю музыкальным преподавателем в Нахабино за 70 рублей. Слушаю в Гнесинском (уже после Мерзляковки) профессора Розеншильда, пою на weekend-ах...
...И вдруг звонок - на проводе бывший сокурсник по Мерзляковке Паша Слободкин: «Слушай, Лёня, ты не хотел бы...?»
Я? Не хотел бы?! Да я бы ползком от Щёлковской до самого Москонцерта...»*
Павел Слободкин с удовольствием взял бы к себе и гитариста «Орфея» Вячеслава Добрынина, и барабанщика Бориса Багрычева, но Добрынин тогда был студентом исторического факультета Московского университета, а Багрычеву едва-едва исполнилось 16 лет и он еще учился в школе. Тогда приглашение войти в состав «Веселых Ребят» получили выпускник Царицынского музыкального училища по классу гитары Валерий Беспалов, который отлично разбирался в современных стилях, и джазовый барабанщик Геннадий Турабелидзе.
Певица Нина Бродская и ее муж, тромбонист Владимир Богданов вскоре покинули ансамбль. На смену Бродской пришла певица Ленинградского Мюзик-холла Светлана Рязановаа, очень эффектно смотревшаяся на сцене.
Новым трубачом в духовую секцию ансамбля пришел Владимир Избойников. Его приглашение тоже было итогом продюсерского таланта Павла Слободкина: Избойников был одним из лучших трубачей на советской эстраде.
Некоторое время в составе проработал саксофонист и кларнетист Анатолий Чех, но осенью 1969 года он был призван в армию.
В конце концов из старого состава остался лишь Юрий Петерсон, которого Слободкин очень ценил за «западную» манеру пения.
В этом году в состав ВИА «Поющие Гитары» пришли новые музыканты, творчество которых заметно обогатит образ советской эстрады.
С ансамблем начинает своё многолетнее сотрудничество ленинградский поэт Альберт Азизов, который принес в репертуарную копилку ансамбля много замечательных песен, в том числе перевел на русский язык хит английской группы The Tremeloes «Чудеса».
В январе в «Поющие Гитары» из Ленинградского диксиленда пришел певец Валерий Ступаченко. Песни в его исполнении, например, «Синий иней» (Н.Седака, русский текст А.Азизова) и «Соловьиная серенада», более знакомая слушателям, как «Соловей» (чилийская народная песня, русский текст Я.Голякова), стали визитной карточкой «Поющих гитар». Но прежде, чем Валерий Ступаченко стал любимцем публики, ему пришлось преодолеть тернистый путь.
«Я родился во время войны, в 1943 году, в Энгельсе, - рассказывает Валерий Ступаченко. - В 1944-м семья переехала в Грозный. Там жил и учился до 1968 года. В 1968 году меня пригласил Ленинградский диксиленд. Я уехал в Питер и до конца 68-го года работал с диксилендом. Но тогда было модно саксофоны разгибать, говорить о том, что кто играет джаз, тот завтра Родину продаст. Поэтому в декабре Ленинградский диксиленд развалился, а мне кто-то сказал, что «Поющим» нужен солист. И я пошел на прослушивание к Васильеву. Часа два сидел, рот не мог открыть. Очень волновался, ведь прослушивался в «Поющие»! Потом Васильев говорит: «А ты можешь хоть гамму спеть?» Я взял гамму в две октавы. Он говорит: «Годится! Завтра пойдем репетировать». Мы сделали пару песен, худсовет их послушал, и меня взяли на работу.
Сначала я был, как ворона белая, в обычном костюмчике выходил, меня публика вообще никак не принимала – два хлопка, три рывка. Позже Васильев сознался, что даже хотел убрать меня из коллектива. Потом мы поехали на гастроли на Дальний Восток, но Васильев тогда заболел и остался в городе. Меня одели в такой же, как у всех, костюм. Когда я пел «Чертово колесо», то начал плясать, и меня вдруг приняли. Ко двору пришелся, как говорится...»
В августе в группе появился певец и композитор Юрий Антонов.
Музыканты «Поющих Гитар» Евгений Броневицкий и Александр Федоров рассказывали, что познакомились с Антоновым во время гастролей в Киеве и тут же пригласили талантливого парня в свой коллектив. Антонов тогда работал музыкальным руководителем ансамбля, который аккомпанировал белорусскому певцу Виктору Вуячичу. Он был плотно занят обработкой и доводкой чужих песен, а ему хотелось творить самому. Антонов с превеликой радостью откликнулся на предложение питерцев и вскоре стал участником ансамбля «Поющие Гитары», где быстро проявил себя как великолепный композитор.
Евгений Броневицкий: «Юра прямо в вагоне предложил: «Хотите, песенку вам покажу «О добрых молодцах»?» Нам понравилось, попросили его написать аранжировку. А он - грамотный музыкант, окончил училище, так что мы буквально через два дня уже сделали песню. Правда, пел он ее сам, а мы только подпевали».
Следом Юрий Антонов предложил включить в репертуар «Поющих Гитар» чудесный хит венгерского певца Яноша Кооша «Люди встречаются». Поэт Олег Жуков, вместе с которым Антонов работал в ансамбле В.Вуячича, написал романтический текст. Публика с восторгом приняла новую песню.
Анатолий Васильев: «Люди встречаются» - тоже ведь наша песня. Но на пластинке первыми ее выпустили не мы, а «Веселые ребята», поэтому считалось, что это как бы их песня».
А потом Юрий Антонов сочинил целую россыпь «золотых» хитов: «Если любишь ты», «Стой, не стреляй солдат», «Аэропорт», «Стефания Сандрелли» - все эти песни сразу же обрели всесоюзную известность.
Осенью на Ленинградском телевидении был снят фильм-концерт о «Поющих Гитарах». В фильм вошли «Синяя песня», «Песенка велосипедистов», «Сумерки», «Дороги», «Полюшко-поле», «Был один парень» и другие популярные песни.
Жанр ВИА все более и более привлекает телевидение. В 1969 году Дмитрий Иванов и Владимир Трифонов, авторы популярной радиопрограммы «С добрым утром!», сняли фильм о вокально-инструментальном ансамбле «Голубые Гитары».
Вспоминает Игорь Яковлевич Гранов: «Дима Иванов и Володя Трифонов придумывали необычные ситуации: мы лазили по крышам домов, катались на коньках, плавали в бассейне – и везде мы пели песни, а нас снимали. И поэтому нас уже знали… а концертов еще не было. И когда мы объявили первые концерты, был даже не аншлаг, а переаншлаг!»
Всю зиму 1968-1969 годов ВИА «Добры Молодцы» катались в холодных, далеких местах, работая от Читинской филармонии, а весной вернулись в Ленинград и занялись подготовкой новой программы, основу которой составили традиционные русские песни: «Утушка луговая», «Полюбил Андрияшка Парашку», «Вечерний звон» и другие. Хормейстер Владимир Акульшин, который в 50-е годы выступал в составе ансамбля «Дружба», разложил эти песни на несколько голосов. Уникальность этой программы состояла в том, что, во-первых, она представляла собой остроумное шоу, которое поставил режиссер Борис Герштейн, а во-вторых, песни были аранжированы в модном стиле джаз-рок.
«В 1969 году на нас колоссальное влияние оказали Blood, Sweat and Tears, - рассказывал руководитель ансамбля Владимир Антипин, - тем более что мы сами корнями из джаза».
Именно под эту программу в составе «Добрых Молодцев» появилась медная группа. На призыв Владимира Антипина откликнулись его друзья из оркестра И.Вайнштейна: Всеволод Левенштейн-Новгородцев (альт-саксофон), Ярослав Янса (труба) и Александр Морозов (тромбон).
«Надо сказать, что музыканты у нас всегда работали профессиональные. Янса – замечательный трубач. Саша Морозов – лучшего тромбониста я в Союзе не слышал. Сева был очень крепкий тенорист-саксофонист», - такую оценку дал своим коллегам Владимир Антипин.
Процесс формирования нового коллектива был сложным, а иногда - болезненным. Весной 1969 года ансамбль покинул один из его основателей – Игорь Петренко. На его место был приглашен соло-гитарист Михаил Беляков (экс-«Фавориты»).
Группу также пополнили певец Владимир Кириллов, игравший ранее в популярной питерской группе «Лира», и клавишник Владимир Шафранов, перешедший из оркестра Эдди Рознера.
В начале лета «Добры Молодцы» представили худсовету программу, которая состояла из двух отделений. В первом отделении исполнялись традиционные русские песни в новых аранжировках, а во втором – песни советских композиторов и хиты зарубежной эстрады. Программа была принята, Всеволод Левенштейн-Новгородцев был утвержден в должности художественного руководителя «Добрых Молодцев», а Григорий Гельбо стал выполнять функции директора группы. В июне ансамбль отправился на гастроли в Ялту.
В этом году в состав ансамбля «Новый Электрон», который работал в Липецкой филармонии, пришла новая певица. Ее звали Алла Пугачева. В филармонию юную артистку пригласил лидер ансамбля «Новый Электрон» Валерий Приказчиков, великолепный музыкант и новатор, в шестидесятые годы он пользовался большим авторитетом среди коллег по эстрадному цеху.
Люди, которые знали Аллу Пугачеву по совместной работе в Липецкой филармонии, вспоминают, что она отличалась фанатичным стремлением к самосовершенствованию. Она могла часами сидеть за роялем, забывая о еде и отдыхе. Бывало, что даже после концерта, когда все отдыхали, ужинали и выпивали, Алла садилась к фортепиано, подбирала какие-то мелодии, сочиняла собственные песни. Еще в юности поставив себе цель стать знаменитой певицей, она шла к ней, не жалея сил. Ансамбль «Новый Электрон» и Липецкая филармония стали важными вехами на ее пути к заветной цели.
Кстати, легендарный балахон, позже ставший важным элементом сценического имиджа Пугачевой, появился именно в Липецке. Алла должна была выступить на концерте, посвященном открывшемуся пленуму обкома КПСС. Номер был отличный, но на генеральной репетиции Пугачева получила от худсовета нагоняй за то, что вышла на сцену в коротком платье. Номер выпустили, но с условием, что на концерте певица будет одета в длинное широкое платье. Именно тогда упрямая Алла, чтобы досадить членам худсовета, натянула на себя гротескно-бесформенный балахон. Вскоре этот нахальный наряд станет знаменитым…
Тогда же у Аллы Пугачевой случился и первый опыт работы в кино. Она приняла участие в записи песен Микаэла Таривердиева, написанных к музыкальной театрализованной киносказке «Король-олень», которую режиссер Павел Арсенов поставил по одноименной пьесе Карло Гоцци.
1 сентября 1969 года музыканты ансамбля «Лявоны» рискнули выйти на худсовет минской филармонии. Программа была принята, и вскоре в одном из минских кинотеатров состоялся первый концерт новой группы. Состав ансамбля в тот момент был таким: Владимир Мулявин (художественный руководитель, вокал, гитара), Валерий Мулявин (гитара, труба, бэк-вокал), Леонид Тышко (бас, бэк-вокал), Александр Демешко (ударные), Владислав Мисевич (флейта, саксофон).
Чуть позже к «Лявонам» присоединились Валерий Яшкин (клавишные), Валерий Гурдизиани (тромбон).
Поначалу репертуар ансамбля был довольно пестрым. «Лявоны» исполняли и «Темную ночь», и романсы, и «Полет шмеля» Римского-Корсакова, и «Ямщик, не гони лошадей», и даже песни из репертуара Тома Джонса. Первой собственной композицией, которая появилась в репертуаре «Лявонов», стала «Ты мне вясною прыснілася» (Ю. Семеняко - М. Шушкевич). За ней последовали новые эксперименты с фольклором – «Ой, рана на Івана», «Чаму ж мне ня петь», «Белорусский парафраз», в которых «Лявоны» попытались соединить народную музыку с биг-битом.
«Мы рассуждали так, — говорил Владимир Мулявин в интервью газете «Известия», когда «Песняры» уже стали знамениты, — что каждая эпоха читает классику своими глазами. Не ставим же мы под сомнение современное прочтение В. Шекспира, А. Островского, А. Грибоедова в театре? Нет, не искусственную подгонку под «потребу дня», а настоящее художническое прочтение... Народная песня — та же классика. Почему мы, люди атомного века, должны петь ее только так, как спел ее когда-то один человек сто или даже двести лет назад? Мы не сомневались в правоте, хотя бы в праве на эксперимент...»
"