Семья императора Николая I всем пригородным резиденциям предпочитала Петергоф. Коттедж строили для его супруги, для семьи - Царицын павильон, для средней дочери Ольги Николаевны (1822-1892) Ольгин павильон (1846-47).
Среди всех дочерей Ольга выделялась особой красотой, серьезностью, способностями к иностранным языкам. Она играла на пианино и органе, хорошо пела и рисовала, расценивалась как одна из лучших невест в Европе.
Наставниками детей российских императоров были в разное время Державин, Карамзин, Жуковский. Дети получали хорошее образование. Однако главной дисциплиной являлось воспитание будущих императоров (Александр II - освободитель крестьян и реформатор), дочь Мария Николаевна (1819-1876) - хозяйка Мариинского дворца и дворца Лейхтенбергских в Сергиевке, Президент Императорской Академии художеств (1852-1876), дочь Ольга Николаевна (1822-1892) - жена Карла I, знаменита благотворительностью. Она периодически приезжала в Петергоф.
В садике у Ольгина павильона в Петергофе имеется своего рода композиция из фрагментов архитектуры.
Одна из версий - это античные подношения отцу от неизвестных нам дарителей. Так было принято еще при Петре I : подносить дары, например, для размещения их в Кунсткамеру, а учитывая интерес Николая I к архитектуре подносили античность в том числе и в виде фрагментов.
Вторая версия - это композиция из архитектурных фрагментов Исаакиевского собора Ринальди . Эти куски колонн и одной из скульптур, будучи целыми, украшали третий вариант Исаакиевского собора. Проект того варианта собора принадлежал архитектору Ринальди, но строительство затянулось то из-за нехватки средств, а то и материалов. Екатерина болела, в 1796 году ее не стало. Ринальди умер в Риме на 2 года раньше.
С воцарением Павла Первого закончить строительство поручили архитектору Бренна, который уже приступил к сооружению Михайловского замка. Он упростил здание, отказавшись от "лишних" куполов, втрое уменьшил высоту колокольни, а облицовку верхней части собора выполнил из кирпича вместо мрамора. Вот что получилось: Исаак.собор Ринальди
Появились эпиграммы про уродца с мраморным низом и кирпичным верхом. Автора арестовали, отрезали язык, сослали в Сибирь. А собор стали разбирать для использования мраморных фрагментов в строящемся Михайловском замке.
К счастью наиболее выразительные фрагменты ринальдиевского собора нашли пристанище в Петергофе. Получилась некая композиция из архитектурных и скульптурных случайностей. Что-то напоминающее итальянские фрагменты колонн и скульптур, размещенные во дворах римских музеев с той разницей, что римские кусочки - точно античного происхождения.
В заметке использованы фото из сети.
6.12.2019 Валерий Дмитрян, краевед и фотограф.