Уильям Джеймс (1842-1910) был одним из основателей современной психологии. Он оказал положительное и прагматичное влияние на развитие молодой науки.
Джеймс изучал медицину и стал преподавателем физиологии в Гарварде, где вскоре заинтересовался психологией. В 1876 году он опубликовал статью в самом первом издании журнала Mind.
Уильям Джеймс был братом писателя Генри Джеймса, с которым он разделял сильное владение английским языком. Принципы психологии Уильяма Джеймса занимали у него более десяти лет и составили 1500 страниц в двух томах, большая часть которых ранее была опубликована в журналах Mind и других изданиях.
Джеймс был значительным читателем и вобрал в себя большую часть произведений шотландских, английских, французских и немецких психологов, но создал свои собственные интерпретации этого предмета.
В своих "Принципах" Джеймс определил психологию как "науку о психической жизни".
По словам Робака:
"... он сразу же был признан лучшим учебником психологии, по крайней мере на английском языке, который до сих пор был опубликован в прессе. Не то чтобы она получила всеобщее признание. Священнослужители-психологи, безусловно, не могли проглотить доктрины Джеймса, полностью освобожденные от богословских последствий. Немцы опять же натолкнулись на бессистемное изложение тем, на их путаные и расползающиеся высказывания, которые лишь добавили аромата тому, что в других обстоятельствах могло бы быть сухим и скучным трактатом.
Достаточно сказать, что свежесть точки зрения, искусное отношение к основным вопросам, введение иллюстраций, представляющих человеческий интерес, авторитет, проявляющийся в работе с научными данными, независимо от того, относятся ли они к химии, физиологии или анатомии, и наконец, неповторимый стиль должен был поразить как начинающих, так и инструкторов, в совершенно ином порядке, чем то, к чтению чего они привыкли".
Мерфи описывает "Принципы" как "взорвавшиеся на весь мир, как извержение вулкана".
Джеймс не собирался представлять своей аудитории "систему" психологии. Так же, как Вандт был системным психологом по уровню подготовки, так и Джеймса можно назвать бессистемным психологом по уровню подготовки. Он скорее намеревался дать своим читателям что-то, чем можно было "питаться".
Его труды - по крайней мере, в малых дозах - продолжают доставлять удовольствие читателем, они полны острых наблюдений и мирской мудрости.
Уильям Джеймс был особенно важен для того, чтобы подчеркнуть концепцию потока сознания. Например, в 1899 году он написал:
Существует поток, череда состояний, или волн, или полей (или как вы их там называете), знания, чувства, желания, умиротворения и т.д., которые постоянно проходят и перепадают, и которые составляют нашу внутреннюю жизнь.
Существование этого потока является первобытным фактом, характер и происхождение которого формируют существенную проблему, стоящую перед нашей наукой.
Насколько мы классифицируем состояния или поле сознания, записываем их несколько свойств, анализируем их содержание на элементы или прослеживаем их привычки преемственности, мы находимся на описательном или аналитическом уровне.
Поскольку мы спрашиваем, откуда они берутся и почему именно такие, мы находимся на разъяснительном уровне.
Следует откровенно признаться, что ни в каком фундаментальном смысле мы не знаем, откуда берутся наши последующие поля сознания и почему они имеют точную внутреннюю конституцию, которая у них есть. Они, безусловно, следуют за нашими мозговыми состояниями или сопровождают их, и, конечно, их особые формы определяются нашим прошлым опытом и образованием. Но если мы спросим, как мозг их обуславливает, у нас нет ни малейшего намёка на ответ.
Взаимоотношения между умом и мозгом продолжают оставаться главной темой исследований, и истинное понимание становится для нас доступным лишь медленно.
Пожалуй, величайшим вкладом Джеймса в этом отношении была его теория эмоций.
Во второй половине 19 века на тему эмоций появилось много материала, но большая его часть носила описательный и физиологический характер.
Не было сделано критического осмысления того, что такое эмоции. В 1884 году Джеймс опубликовал статью на эту тему в журнале "Разум", содержание которой было опубликовано позже в "Принципах".
Суть теории заключается в том, что эмоции не существуют независимо от физиологических изменений, с которыми они связаны.
Другими словами, физические изменения и выражения не следуют за эмоциями. Согласно Мерфи, Джеймс считал, что "не только возбуждение физических реакций предшествует появлению эмоций, но и наше ощущение физических изменений по мере их возникновения - это эмоции".
Датский физиолог Карл Ланге придумал аналогичную точку зрения в 1885 году. Как следствие, эта точка зрения широко известна как теория Джеймса Ланга.
Мерфи определяет это как "утверждение, что эмоции - это просто проявления в сознании прилива сенсорных впечатлений от скелетных мышц, внутренности и других органов".