Найти в Дзене
Библиотека

Марину Цветаеву вынудили закончить жизнь самоубийством

Великая русская поэтесса была доведена до отчаяния по возвращению в Россию, а позже и по эвакуации в Елабугу в 1941 году. Бедственное положение гонимой жены агента КГБ осложнялось войной и арестами ее мужа и старшей дочери, недовольством младшего сына их возвращением из Парижа, голодом, нехваткой денег. «В ту же зиму 1941/1942 года я узнал, что в Елабуге, куда она эвакуировалась с сыном Муром, повесилась Марина Ивановна Цветаева.Повесилась… Дочь ее, Ариадна (Аля), с которой мы в детстве дружили, уже мыкалась в то время по лагерям и тюрьмам. Муж, Сергей Яковлевич Эфрон, направивший когда-то мою судьбу по извилистому руслу, которое привело меня в ученики к Вилли Фишеру, был уже расстрелян.», так пишет Надежда Яковлевна Мандельштам. Марина Ивановна, которая с семьей скиталась по Европе, пытаясь найти поддержку у тех или иных знакомых, долгое время думала, стоит ли возвращаться на Родину, к своему читателю, к родной земле.. Было известно, что она спрашивала совета у Пастернака, но он отв

Великая русская поэтесса была доведена до отчаяния по возвращению в Россию, а позже и по эвакуации в Елабугу в 1941 году. Бедственное положение гонимой жены агента КГБ осложнялось войной и арестами ее мужа и старшей дочери, недовольством младшего сына их возвращением из Парижа, голодом, нехваткой денег.

«В ту же зиму 1941/1942 года я узнал, что в Елабуге, куда она эвакуировалась с сыном Муром, повесилась Марина Ивановна Цветаева.Повесилась… Дочь ее, Ариадна (Аля), с которой мы в детстве дружили, уже мыкалась в то время по лагерям и тюрьмам. Муж, Сергей Яковлевич Эфрон, направивший когда-то мою судьбу по извилистому руслу, которое привело меня в ученики к Вилли Фишеру, был уже расстрелян.», так пишет Надежда Яковлевна Мандельштам.

Марина Ивановна, которая с семьей скиталась по Европе, пытаясь найти поддержку у тех или иных знакомых, долгое время думала, стоит ли возвращаться на Родину, к своему читателю, к родной земле.. Было известно, что она спрашивала совета у Пастернака, но он ответил ей, что не знает, что ей предпринять. Хотя он понимал опасную политическую обстановку в стране, знал про миллионы заключенных, сосланных и расстрелянных и предвидел, что Цветаеву никто не станет печатать. Тем не менее он промолчал..

-2

Решение вернуться в Россию вся семья лелеяла, но боялась. Один только Мур, младший сын, был в ярости от этой идеи. Именно поэтому уже по приезде Мур устраивал истерики матери, действий которых он не понимал. Ситуацию усугубили аресты родственников - сестры, отца..

На что рассчитывала Марина Ивановна, которая не могла не знать о “дружбе” своего мужа с КГБ, что он считается предателем и преступником, и уже ни раз попадал за решетку, когда принимала решение вернуться из хоть и голодной, но довольно защищенной европейской жизни в знакомую ей, даже родную, но несчастную жизнь в России.

Но видимо сказывалось тяга Цветаевой к саморазрушению. По рассказам очевидцев, в доме Цветаевой всегда царил хаос и бардак, стены сокрушались от ругани и криков, семью Цветаевой-Эфрон вряд ли можно было назвать счастливой..

Семья Марины Цветаевой
Семья Марины Цветаевой

По приезде в Елабугу Марина Ивановна отчаянно ждала помощи и поддержки, занимала денег, устроилась в столовую работать судомойкой, завязывала знакомства.. Она всё тщательно подготовила к своему самоубийству.

В воскресенье 31 августа, спустя десять дней после приезда ее из Москвы, хозяйка дома Анастасия Ивановна Бредельщикова нашла Марину Ивановну Цветаеву висящей на толстом гвозде в сенях с левой стороны входа.Она так и не сняла перед смертью фартука с большим карманом, в котором хлопотала по хозяйству в это утро, отправляя Мура на расчистку площадки под аэродром.

Старшая дочь поэтессы Ариадна
Старшая дочь поэтессы Ариадна
Сын Цветаевой - Георгий Эфрон
Сын Цветаевой - Георгий Эфрон

После смерти она оставила скопленные 400 рублей Муру и несколько записок. Одно большое письмо власти изъяли, и так оно и сгинуло. В других она извинялась перед Муром и просила знакомую семью взять его под опеку и присматривать за ним.

Мур умер вскоре после матери на фронте. Ариадна провела восемь лет в лагерях и еще шесть лет в ссылке, но впоследствии была реабилитирована. Сергей Эфрон был расстрелян в тюрьме.