Хотите быть десантником или командиром танка? Тогда вам лучше надеяться, что у вас правильные гены.
Российские военные будут распределять солдат по местам службы на основании их "генетических паспортов".
"Проект далеко идущий, научный, фундаментальный", - сказал еще летом руководитель Российской академии наук Александр Сергеев информационному агентству ТАСС. "Суть его заключается в том, чтобы найти среди военнослужащих такие генетические предрасположенности, которые позволят им правильно ориентироваться по военным специальностям”.
“Это вопрос понимания на генетическом уровне, кто более склонен, например, к службе на флоте, кто может быть более подготовлен к тому, чтобы стать десантником или танкистом”.
Достижения в области медицинских технологий превращают генетическое тестирование в обычную медицинскую процедуру. Оно используется для выявления генетических заболеваний, таких как муковисцидоз, или риска развития некоторых заболеваний, таких как колоректальный рак. Беременные женщины также могут пройти тестирование, чтобы определить, есть ли у их ребенка генетические аномалии, такие как синдром Дауна.
Но президент России Владимир Путин со страстью воспринял генетику. В марте Кремль издал указ, в котором призвал “осуществлять генетическую сертификацию населения с учетом правовых основ защиты данных о личном геноме человека и формирования генетического профиля населения". Якобы это делается для защиты населения России от химической и биологической атаки, а также для защиты генетического наследия России от западных шпионов и диверсантов.
Это также подстегнуло опасения, что Россия приближается к программе евгеники нацистского стиля, в которой определенные группы, такие как русские славянского происхождения, будут иметь бОльшие преференции.
В любом случае, российские военные будут использовать генетику для оценки самого непредсказуемого из человеческих качеств: как человек будет реагировать в бою. "Проект предполагает не только оценку физиологического состояния, но и прогнозирование поведения человека в стрессовых, критических ситуациях, которые связаны с военной профессией”, - говорит Александр Сергеев. "Устойчивость к стрессу, способность выполнять физические и умственные операции в условиях этого стресса и так далее — все это может содержаться в генетическом паспорте солдата”.
Это не просто солдаты, которые будут генетически профилированы. В декабре 2018 года другой российский ученый объявил, что и космонавты пройдут испытания. "Первое направление-это исследование генетики человека с точки зрения ее использования в селекции [для программы космонавтики], - отметила заместитель директора Института медико-биологических проблем Российской академии наук Людмила Буравкова. "Вторая область-это попытка исправить генетические ошибки настолько, насколько это должно быть сделано перед полетом”.
Чтобы было ясно, многие армии используют некоторые виды тестирования, такие как шкала профессиональных способностей Вооруженных сил США (ASVAB), чтобы определить, является ли кто-то квалифицированным для военной службы и подходит ли он для определенных должностей, таких как технические места. Американские военные собирают ДНК солдат, чтобы идентифицировать их тела, если они будут убиты. Агентство по здравоохранению обороны США сообщило, что американские военные не используют генетическое тестирование для назначения персонала.
Это неудивительно, учитывая, что генетическое тестирование, безусловно, вызовет озабоченность по поводу конфиденциальности и расового профилирования. Возникает проблема гражданских прав, которая, по мнению американцев, вряд ли вызовет фурор в таком авторитарном обществе, как Россия.
Более важный вопрос заключается в том, может ли армия решить, кто лучше подходит для того, чтобы быть пилотом, стрелком или поваром, основываясь на их генетическом профиле.