Найти тему

Древние потешки по части провинциального чиновничества

Анекдоты из жизни из дореволюционной истории образцового провинциального города

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Дорогие друзья, мы изредка будем выходить из общей канвы наших «модных рассказов». И будем обращаться к забавным событиям из дореволюционной истории, пожалуй, самого образцового города – Ярославля. Что почти Москва, только без пробок и безумной суеты. Сегодня мы поговорим о дореволюционном чиновничестве.

Дружественный нам канал про мрачное кино

России в целом оно регулярно попадало под огонь критики. Когда-то критические выпады были то, что называется, «к месту» и в итоге вели к положительным последствиям. В качестве примера можно привести замечания общественности, которые были озвучены местной прессой в августе 1907 года. Дело в том, что именно в то время было принято окончательно решение снести «старое» здание Волковского театра и построить новое. В этой связи хочется все-таки возвести хвалу небесам, что ни XIX век, ни начало ХХ века не знали активистов-градозащитников, так как в противном случае в центре города до сих был пор «красовался» пристроенный под театр уродливый каменный амбар.

-2
Казалось, что вся история XIX века в Ярославле прошла под знаком постройки «нового» театра. Это произошло в 1810 году, затем в 1840 году, затем в 1880 году. И вот в начале ХХ века пришел черед прожившего недолгие двадцать с лишним лет последнего здания театра. Городская управа рассчитала, новостройка обойдется городу в 200 тысяч рублей. С целью экономии бюджетных средств поначалу планировалось произвести стройку «хозяйственным способом». На практике это означало, что принималось волевое решение относительно проекта, а затем он претворялся в жизнь.

И вот тут либеральная публика по привычке выразила активное недовольство. «То есть конкурса проектов не будет? А как же наше мнение?» - возмущенно фыркнула она. После длившегося некоторое время препирательства было все-таки решено, что на организацию и проведение конкурса будет потрачено несколько тысяч рублей. Было ли это разумной тратой? Сложно сказать, так как по итогам обсуждения все равно победил изначально предполагаемый к постройке проект Николая Спирина. Ну, еще к этим тысячам можно приплюсовать пару лет, потребовавшиеся на проведение общероссийского конкурса. На выходе либеральная публика все равно нашла новые поводы для демонстративного негодования.

-3

Впрочем, некоторые решения ярославского чиновничества действительно выглядели очень и очень странными. Взять хотя бы целую эпопею, стартовавшую в мае 1911 года. В один из теплых дней этого славного месяца служащие местной казенной палаты приняли решение, в котором значилось «упразднить рукопожатия». Этот обычай, практикуемый издревле при встрече и прощании, был провозглашен «ненужным, неинтересным и впустую отнимающим время». Нет, чтобы признать несуразность решения, чиновничество решило обосновать его, чем еще более усугубило обстановку. В частности заявлялось: «люди обставили свою жизнь и стесняют себя столькими, действительно, не имеющими за собою разумных обоснований обычаями условностями вроде визитов, рассылки визитных карточек и т. п, что всякий шаг к высвобождения от этих „китайских“ церемоний можно только приветствовать».

-4
И вот на этом бы и закончить полемику, развернувшуюся между ироничной публикой и некоторой часть чиновничества. Ан нет! Служители карандашей и счетов решили найти новые аргументы, чем вызывали новый поток неприкрытых насмешек. Наверное, им не стоило отмечать, что рукопожатия и поцелуи «с медицинской точки зрения признаются антигигиеническими». Острословы замечали по этому поводу, что рукопожатия могут способствовать распространению чахотки , а потому служащие казенной палаты непременно должны были стать активистами Лиги борьбы с туберкулезом.

Целый месяц длились насмешки, даже те из публики, что ранее чиновников не ругали, не могли сдержаться от ироничного замечания. А для газетчиков настала благодатная пора, так как появился прекрасный повод написать несколько новых фельетонов. Вот небольшой отрывок из одного: «Памятуя, что „глас народа – глас Божий“, решил я как бы анкетный опрос обывателей по этому поводу произвести. Отправился на поиски лиц компетентных. На первых же шагах натолкнулся на лицо не немалый пост, занимающее.

- Позвольте, говорю, спросить, как на счет отмены рукопожатий думаете?

- Нечего, - отвечает, - тут и думать. Если я кого-либо ниже себя рукопожатиям польщу, так кто же из них оказанную ему честь без ответа оставить посмеет. Да никому в ум не придет. А если мне начальство руку подаст, то я и отказаться не смогу. Самый вопрос ваш совершенно неуместный и праздный

-5

Поблагодарил я пошел дальше. Впереди запах духов, как в парфюмерном магазине; идет дама с болонкой на шнурке, сами в шляпе – аршин в диаметре.

- Смею побеспокоить, мамам, узнать ваше прелестное мнение о рукопожатиях.

Сделала большие глаза. – У меня, - отвечает, - руки не жмут, а целуют.

- Прошу извинения, совсем из головы вон это обстоятельство.

Иду дальше. Вижу - «сам» шествует из магазина домой.

- Вашему степенству, - говорю, - как на счет рукопожатий?

- в нашем сословии без этого нельзя. Пока по рукам не ударишь, никакой коммерции не выйдет. А ежли, к слову сказать, на счет санитарии, то и это понимать мы можем. Коли рука, примерно, в муке, так не полезем, а сначала на руку поплюем и ее об полу оботрем.

От купца к старому субъекту в поношенной фуражке с кокардой.

- Так и так, позвольте ваше мнение узнать.

Отвечает мрачно. – Это, должно быть, щелкоперы из молодежи выдумал. По их мнения, и в бумагах титулы, притом крупными буквами писать не нужно. А без этого и бумага, как лошадь без хвоста. Кивать же головой принято только курьерам, а я как-никак губернский секретарь и желаю от сослуживцев почтения».

Конечно же, отмена рукопожатий, это была крайность, не столько раздражавшая, сколько веселившая местную публику. В остальном же критика сводилась к традиционным моментам. Не нравилась чиновничья волокита. Что достигло своего апогея, в апреле 1909 года, когда для того, чтобы попасть в земскую больницу, было предписано сначала получить направление из ярославской уездной управы. Без предварительной регистрации больные рисковали остаться без медицинской помощи. Наверное, ярославское земское собрание приняло подобное решение, для того, чтобы наладить учет больных, но на практике выглядело все просто ужасно. Один из местных репортеров возмущался: «Следовательно, больной, прежде чем попасть в больницу должен дожидаться, когда на то последует разрешение от уездной управы, а другой, не дождавшись этой милости, принужден будет умирать дома без медицинской помощи».

Подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваша редакция «Настольной книги старорежимной сплетницы»