Казалось бы - пациент идет на поправку. Еще немного - и его выпишут, но ему внезапно становится плохо. И этот процесс уже не остановить...
Я работаю медсестрой в самых тяжелых отделениях - неврологии и легочном. В неврологии лежат пациенты после инсультов и повреждений мозга, а в легочном - пациенты с раком легких и другими тяжелыми поражениями органа. Во многих случаях применяется лишь симптоматическое лечение, так как эти болезни полностью вылечить нельзя.
У нас есть пациенты, которые прибывают к нам на короткий срок, немного подлечиваются и возвращаются домой. А есть и те, которых принято называть паллиативными - то есть, помочь им уже нельзя. Такие пациенты приезжают к нам на разных стадиях болезни, и очень часто угасают на глазах прямо в больничной палате.
А еще есть и такие, которые поступают к нам с хронической болезнью, но из больничных стен уже не выходят....
Я долго думала, как это происходит, почему? Как один пациент может быть полон сил сегодня, а завтра уже не может встать с кровати?
Наверное, все дело в воле к жизни. Без этой воли и не будет жизни. Пациенты, умирающие в больнице, дают мысленное согласие на свою смерть. Парадоксально, но это так... У меня несколько историй.
История первая
К нам поступил пациент с фиброзом легких. Это был небольшого роста, очень худой человек. Про таких говорят - кожа да кости. Видно, что болезнь его съела. Он с трудом передвигался, но был все равно еще достаточно бодрым. Он сам ходил в туалет, ходил по коридорам, сидел перед телевизором в столовой... насколько мог.
А потом ему внезапно стало плохо. Я заметила, что он не встает с кровати и с трудом дышит. Я подключила его к кислороду, хотя знала, что в его состоянии открывать сильно кислород нельзя - произойдет накопление углекислого газа в легких, и пациенту станет только хуже.
На следующий день он не мог уже ходить и с трудом садился. Плакал от беспомощности и говорил, что не хочет больше жить.
А потом ему поставили мочевой катетер и он впал в кому.
Прошла всего неделя его пребывания у нас.
История вторая
Пенсинерка семидесяти с небольшим лет с астмой и тяжелой болезнью легких поступила к нам из-за проблем с дыханием.
Она была такая модная и уютная пожилая леди, небольшого роста. В ее носу все время была кислородная маска, но старушка была бодренькая и веселая. Она вечерами сидела в кресле и читала газеты, ее навещал сын. ее даже хотели выписывать.
Но однажды из ее комнаты раздался звонок. Я зашла к ней и увидела, что она не может дышать. Из-за насморка кислород не поступал в ее легкие через нос и я поспешно надела на нее маску, чтобы женщина могла дышать через рот. Сатурация была 60 процентов - очень и очень мало. Я бы сказала - критично для жизнедеятельности.
Прибежали другие сестры и даже врач. Вкололи ей лекарство, от которого ей стало только хуже. Лечить ее действительно было сложно - у нее была аллергия на большинство медикаментов. Пациентка была в панике - не смотря на ее просьбы дать ей другое лекарство, врачи холодно настаивали на том, что это - лучшее, что ей дают, и другого она не получит.
В последующие дни от отчаяния пациентка отказалась от кислорода и скончалась в своей палате....
Да, есть пациенты, которые не цепляются за жизнь. Они уже смирились со смертью. Глядя на них, я понимаю, что уходят они только по этой причине...