Между первыми главными лицами османской государственности, Османом Гази и Дюндар-беем, его родным дядей (братом Эртугрула), сразу возникло противостояние. Собственно, как нам и показывают в сериале «Основание Осман» («Kurulus Osman»). Дюндар был опытным бойцом, прошедшим суровую школу лишений, тогда как Осману приписывают едва ли не «мажорство», как сказали бы сейчас.
Каким был Осман?
Несмотря на внешне угрожающую и устрашающую фигуру по описаниям, Осман Гази был человеком покладистым, и по заверениям единичных достоверных источников, даже мягким, не жёстким. Историки готовы утверждать, что он был обходителен с женщинами и любил животных. Осман был требовательным к образованию молодых, и рационально мыслил в эпоху войн и междоусобиц.
Он часто говорил о том, что нельзя пускать в бой людей со знаниями и опытом управления, не подготовив им резерва для мирного времени. Ибо если будут и погибать молодые, и поднимать страну — тоже малоопытные и молодые, то ничего не выйдет. Каждый из народа обязан был знать свою историю, чтобы единая идея была нерушимой и не искажалась каждое поколение.
Религия в период правления Османа Гази
Пребывали ли первые османские полководцы и правители в джахилии? В том числе — и Осман Гази? Термин этот можно свести к понятию доисламского бездуховного мира, без упорядоченной у части жителей Евразии структуры единобожия. На этот вопрос Ахмет Шимширгиль почти всегда отвечает твёрдо и уверенно: нет ни единого источника, заслуживающего доверия, который это донёс бы в неискажённой форме до нас.
По словам историка, история Османской империи первых столетий настолько изобилует фальсификациями, что порой трудно разобраться в противоречивых справках даже проверенных современников правителей.
В то же время, ряд косвенных признаков указывает на то, что и Осман Гази понимал исламскую доктрину, и его окружение, где были даже алимы, исламские богословы. Поэзия и уклад османской жизни с первого и до последнего правителя пропитаны исламским порядком. У алимов той поры, как и у современных, была святая обязанность просчитывать свои ответы и решения, понимать и разъяснять их последствия.
Осман Гази принимал решения только при непосредственном участии и советах духовных лиц, опытных и мудрых бойцов, а также старейшин. На тот период, можно сказать, приходится первичная османская демократия. Любой мог вносить свои предложения через духовных лиц и военачальников, так как это была уже первичная и упорядоченная структура с элементами субординации.
Конфликт с Дюндар-беем
Источником конфликта Дюндара с Османом являлось то, что молодой и малоопытный Осман занял, по мнению своего родного дяди, слишком высокое положение. Он начинает игнорировать указы Османа, которые не были мальчишеской фантазией, а являлись обсуждёнными с улемами решениями.
Основная часть историков указывает на факт убийства Дюндара (которому на тот момент было уже порядка 90 лет) племянником Османом из лука, но есть некоторые справки о том, что Дюндар попросту покончил с собой. Возможно, он и воспользовался для этого стрелой, демонстративно вонзив её себе в грудь.
В пользу этой версии говорит то, что Дюндар боялся за своих детей, которые тоже могли бы стать жертвой нового, жестокого и беспощадного порядка. Зарождалось настоящее государство, которому впоследствии предстояло стать одной из самых значимых страниц в мировой истории.