Сложившаяся экономическая система, к сожалению, породила такие отношения, когда заказчик и исполнитель соревнуются друг с другом (то есть зачем-то «конкурируют» друг с другом), кто кого, в конечном счёте, больше обманет: заказчик старается поменьше заплатить, а исполнитель из кожи вон лезет, чтобы побольше взять. Всё это ретушируется как бы нейтральными словами «скидка», «бонус», «кэшбек» и т. п. словесной эквилибристикой, проще говоря, словесной шелухой, словесным серпантином, словесной пылью в уши, если так можно образно выразится.
В результате этого неискушённый человек (обыватель), которого почти при каждой экономической операции (будь то покупка в магазине буханки хлеба или заказ услуги по перевозке дивана) пытаются вынудить переплатить, всё время насторожен, ко всему относится с подозрением, во всём ищет подвох. И, когда такой человек попадает на профессионалов, которые вовсе не пытаются его обмануть, он всё равно считает, что знает всё лучше. Но, к сожалению, нельзя быть экспертом во всём, просто не хватит времени, а житейский здравый смысл в узко специализированных сферах, коей, в том числе, являются и грузоперевозки, увы, обычно приводит к ошибкам.
Итак, заказчица обратилась в транспортную компанию «Домовозик» с запросом: перевезти по Подмосковью - из города Хотьково Сергиево-Посадского городского округа на 46 км в город Королёв (маршрут проходит в основном по Ярославскому шоссе в сторону Москвы) 8-ми предметов (бытовая техника типа холодильников и мебель типа дивана, стеллажей, тумбочек).
Сама заказчица находится в Хотьково. Хотьково - весьма небольшой городок, на момент заказа в нём проживало чуть более 21 тысячи человек, когда как в городе Королёве почти 225 тысяч человек. В ближайшем к Хотьково достаточно крупном городе - в Сергиевом Посаде - проживает чуть более 101 тысячи человек. К тому же город Королёв ближе к Москве (чем ближе к Москве, тем больше в городах-спутниках столицы транспортных компаний), а Сергиев Посад находится от Хотьково ещё дальше в область на 17 км. Если выстроить цепочку удалённости от Москвы в область, то сначала в 5 км от Москвы идёт город Королёв - далее после Королёва через 50 км Хотьково - а ещё через 17 км после Хотьково идёт Сергиев Посад.
У транспортной компании «Домовозик», в которую обратилась заказчица, экипажи для перевозки (грузовые автомобили типа ГАЗели и грузчики) находятся во многих городах Подмосковья (например, в Королёве, Мытищах, Щёлково, Фрязино, Красноармейске, Ивантеевке, Пушкино), в том числе и в Сергиевом Посаде. Как уже было указано, чем ближе находится подмосковный город к Москве, тем больше в нём транспортных компаний, машин и грузчиков, потому что транспортные компании такого городка обслуживают не только сам городок, но и его соседей, а также Москву. В этом списке Сергиев Посад - самый удалённый от Москвы город, а именно, он находится примерно в 50 км от столицы - это расстояние от ближайшей границы Москвы (а именно от МКАДа на Ярославском шоссе) до ближайшей границы города Сергиев Посад (которая начинается почти сразу за деревней Рязанцы Сергиев-Посадского района). Кроме того, сам Сергиев Посад - сравнительно небольшой город, а чем меньше город - тем меньше у него развита сфера услуг, в том числе и услуги грузоперевозок.
Но заказчица всех этих нюансов (для неё это всё «незначимые мелочи») не знает (и даже вникать не хочет, хотя, ей и не нужно этого делать - это обязанность диспетчера грузоперевозок) и стала чуть ли не требовать, чтобы машину ей прислали из Сергиева Посада, а не из города Королёва. Диспетчер в меру своего красноречия пытался ей донести, что, во-первых, для заказчицы никак не скажется на цене, будет машина из Королёва или из Сергиева Посада; во-вторых, на запрашиваемое ею время и дату в Сергиевом Посаде может просто не оказаться свободных экипажей (ГАЗели и двух грузчиков) для столь продолжительного рейса на 46 км; в-третьих, расстояние «на круг» по маршруту «Королёв - Хотьково - Королёв» 96 км, что на 19 км меньше, чем 115 км по маршруту «Сергиев Посад - Хотьково - Королёв - Сергиев Посад».
Готова ли заказчица оплатить эти «лишние» 19 километров?! Давайте разберёмся, что стоят эти почти 20 «дополнительных» километров?
Во-первых, дополнительные 19 км - это дополнительные и вполне реальные материальные затраты на преодоление этого расстояния, т. е. это живые деньги непосредственно на топливо и на амортизацию (износ) автомобиля. С учётом того, что дело происходит в декабре (и не в Сочи, а в Московском регионе), тратится дополнительное топливо и на обогрев салона автомобиля. Всё вместе это составит примерно 40% от 1 часа стоимости работы ГАЗели!.. Каждый может прикинуть, на сколько рублей подорожал заказ, исходя из современных цен.
Во-вторых, дополнительные 19 км - это дополнительное время. На маршруте без пробок ГАЗель преодолеет 19 км примерно за 20 минут. С учётом того, что декабрь, зима, снег - скорость ниже, дорожные заторы (пробки) на трассах и на территории города больше, таким образом это займёт не 20, а примерно 30 минут. Если брать полноценный экипаж из трёх человек, то есть водителя ГАЗели и двух грузчиков («совмещённый», он же «сокращённый экипаж» - это когда не три, а два человека: водитель, который выполняет работу первого грузчика, и второй грузчик; такой экипаж выезжает, когда одному заказчику нужно проехать в кабине ГАЗели), то каждый из этих трёх человек потратит на заказ дополнительно по 30 минут. Если, для наглядности, перевести это на одного человека, то это то же самое, что один человек потратит «дополнительно» аж полтора часа, причём безо всякой - дополнительной - оплаты!.. В переводе на деньги, это эквивалентно дополнительным полутора часам оплаты одного грузчика.
Учитывая, что 1 час работы ГАЗели стоит примерно в 1,5 (максимум в 2) раза дороже, чем 1 час работы одного грузчика, получается, что, если послушать клиента и прислать машину из Сергиева Посада, а не из Королёва, то заказ станет дольше на полчаса и потому должен... стать дороже на сумму, эквивалентную примерно или двум часам работы одного грузчика, или полутора часам работы ГАЗели!.. (Здесь не только полчаса работы ГАЗели и двух грузчиков, но добавляется пробег в 19 км.)
Поскольку вещей немного (8 единиц, хотя есть и многосоставные «единицы» типа углового дивана) и их не нужно разбирать или собирать (диван уже разобран), заказчице была объявлена фиксированная цена. И вот здесь заказчица и начинает, что называется, чудить.
В грузоперевозках, если не ставить заказчику ограничение по времени, обычно начинается «банкет» за счёт транспортной компании: заказчик может позволить себе «попить чаёк на дорожку», когда машина уже загружена и ждёт выезда, заказчик может заехать в магазин за хлебушком (это ж «по пути») или даже «заскочить» на строительный рынок поизучать предложение («а то когда ещё здесь буду», ведь «всё равно по пути»); также заказчик может позволить себе к приезду ГАЗели не расчистить дорогу к частному дому, и т. д., и т. п.
Если же ставить ограничение по времени, когда вещей немного, - заказчик начинает подозревать, что грузчики будут тянуть время.
В общем, патовая ситуация.
В данном случае заказчица начала злоупотреблять тем, что цена фиксированная. Если бы оплата была повремённая, то ей в ответ на её «рацпредложение» предложили бы доплатить почти 17% к объявленной ей фиксированной цене - и, скорее всего, это охладило бы её непрофессиональную и только мешающую инициативность.
Одним из мотивов заказчицы заказывать машину (ГАЗель) «из Сергиева Посада» могло быть следующее обстоятельство: из Королёва подача почти 50 км, и машина может задержаться, тем более, что обстановка на дорогах непредсказуема, когда как Сергиев Посад находится ближе - в 14 км. Формально это так, но это - своевременная подача машины - задача не заказчика, а именно диспетчера транспортной компании - выбрать такой день недели и время, чтобы подача из Королёва прошла и быстро, и без опозданий. И такой день и время было предложено - заказ в Хотьково должен был начаться в 8-10 утра (чем раньше, тем лучше). Тем не менее, заказчица проявила неуместную настойчивость - и поэтому транспортной компании «Домовозик» пришлось отказать ей в грузоперевозке, в результате у разбитого корыта оказались все: заказчица не перевезла по выгодной ей цене (подача ГАЗели к назначенному времени - проблема транспортной компании и на цену не влияет!!! опоздает машина - будет оплачена неустойка, но никто в транспортных компаниях не стремится опаздывать и терять деньги), а транспортная компания «Домовозик» потеряла заказ и заказчицу, которая потенциально могла стать постоянным клиентом.
Особо следует отметить, что сама заказчица проживает в городе Королёве, а в Хотьково у неё «дача», и потому рекламу она смотрела именно королёвских транспортных компаний. Если ей так нужна машина «из Сергиева Посада» - нужно обращаться к сергиев-посадским перевозчикам (но, как уже было сказано, в небольшом и удалённом от столицы Сергиевом Посаде на нужный день и время просто могло не быть свободной ГАЗели и грузчиков) либо платить грузоперевозчикам из Королёва по времени, то есть больше, а не фиксированную цену.
Рекомендация диспетчера: заказывая грузоперевозку, руководствуйтесь не только своим опытом (возможно, негативным) и своим здравым смыслом (возможно, очень здравым), но также прислушайтесь и к тому, что вам говорит диспетчер. Спокойно проанализируйте его аргументы, а не упрямо отстаивайте «свою позицию» лишь только потому, что она ваша: возможно, вас вовсе не хотят обмануть, а на другом конце провода сидит не круглый идиот или прожжённый пройдоха, и в предложении диспетчера таки есть рациональное зерно, полученное многолетним опытом и профессиональной работой в сфере грузоперевозок.