Найти тему
Записки артистки балета

Мысли о танце

В школе я очень любила, да и сейчас люблю характерный танец.
Кажется в школьной программе он назывался народно-сценическим, а мы его звали нар-харом.

Мне очень повезло с педагогами. В школе у меня преподавали Нина Михайловна Толстая и Евгения Герасимовна Фарманянц. В ГИТИСе моим педагогом был Геннадий Гараевич Малхасянц.
Я им очень благодарна за любовь к характерному (народно-сценическому) танцу, которую они мне привили.

Я вообще считаю, что танцевать, да и преподавать нар-хар (простите, буду по привычке писать так) гораздо сложнее, чем классику.
И поехав работать в Бразилию, я очень волновалась, когда узнала, что кроме классического и историко-бытового танца мне предстоит вести нар-хар. Но к тому моменту, когда я стала преподавать этот предмет, за моей спиной было два года работы в этой школе и волнение ушло.

Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. И я считаю что к его изучению школе нужно подходить с не меньшей ответственностью, чем к классике. А то потом приходят артисты, которые не могут сказать чем отличается положение руки в венгерском, от мазурки. И танцуют все одинаково.

Вспомнился один педагог...
Сам много лет протанцевав народные танцы (не представляю как) считал, что урок народно-сценического танца - это тот же урок классики только в туфлях на каблуках. Ну и музыка народная - чаще всего русская.
То есть уроки классического танца и народно-сценического были как под копирку. Разница только в обуви.
А ведь есть куча нюансов. Например, battemant tendu (в народно-сценическом танце) можно делать как в русском характере, так и в венгерском или польском. И в зависимости от этого будет меняться манера исполнения,положение рук и корпуса, добавляться или убираться некоторые элементы. Или adagio. Если оно делается на венгерскую музыку, в венгерском характере, то ноги выше 90 градусов задирать нельзя. Или rond de jamb. В народно-сценическом это движение исполняется восьмеркой... И т.д. и т.п.
Не понимаю, как можно преподавать предмет не зная подобных нюансов. А потом разъезжаются ученики по всему миру и говорят, что учились у русских педагогов, в русской школе.
А ведь, на сколько я знаю, именно русская балетная школа всегда отличалась именно сильным народно-сценическим танцем.
Обидно...

Кстати, для меня всегда было сложнее придумать комбинации именно для урока народно-сценического танца.

К чему это я... Да так... Навеяло