Добрый день. С вами снова любимая рубрика "омерзительное искусствоведение". Сегодня мы поговорим о произведениях мирового искусства, посвященных шести персонажам древнеримской истории, поубивавшим друг друга и невинную (как обычно) женщину. В этом нам помогут произведения великих художников, в т.ч. Жан-Луи Давида и классициста Федора Бруни, а также некоторых других.
На дворе стоял седьмой век до нашей эры. Город Рим был совсем молодым городом, после эпохального похищения сабинянок (рассказывала ранее) прошло всего два поколения. Похищение было при Ромуле (первом царе), а теперь третьим царем был Тулл Гостилий, внук как раз похищенной сабинянки-царевны.
И, фланируя на волнах перманентной пассионарности, младые римляне продолжали мочить соседей, как гопники на районе. Сабиняне уже были подмяты, то бишь ассимилированны. Теперь пришла очередь других ближайших соседей.
Ассимилияция сабинян римлянами на картине Кристофа Феселя "Похищение сабинянок", 1801
Следующими крайними оказался город Альба-Лонга. Совсем близко, если по современным меркам (считается, что примерно 12 км к югу от современного Рима, если по виа Аппиа), однако ж для первого тысячелетия до н.э. это было далеко! И враг был очень очень могущественнен! Впрочем, сами римляне тогда уже были тоже очень могущественными и очень-очень сильными! (Это я так кратко вам Тита Ливия пересказываю).
Итак, две очень-очень могущественные армии -- римская и альбанская сошлись практически в чистом поле, поблизости римских стен. Потому что на этот раз не римляне были инициаторами драчки, а альбанцы пришли выразить им свое негодование за краденый скот. Уж не знаю, какого размера были те армии, и данных по демографии древнего Рима 7 века до н.э. я не нашла, но предположим, что они были очень огромные, эти армии, человек по тысяче, а то и пятьсот, почти как на Проспекте Сахарова в дождливый день санкционированного митинга.
Римский царь и диктатор Альба-Лонги уединились для переговоров. По понятиям, им надо было бы, конечно, как Ахиллу с Гектором, сойтись в фотогеничном единоборстве, но оба были людьми не очень молодыми, умирать не особо хотелось, да и за дешевым пиаром никто не гнался. Подданных было жалко вот еще (что, в силу нетипичности, еще раз свидетельствует о их малочисленности). В общем, главы государств решили выставить вместо поединщиков-богатырей. Чей победит, того город оказывается победителем -- и второй город будет считать его гегемоном. Какие-то слишком глобальные последствия банальной драчки из-за кражи скота, но видно, накопилось много к тому времени, пузырь набух.
В классическом Риме к покойному уже городу Альба-Лонга относились с большим почтением: считалось, что его основал Юл (Асканий), сын Энея и предок Юлия Цезаря.
На картине: троянский беженец Эней на италийском побережье вступает в вооруженный конфликт с местным жителем, протестующим против того, чтобы Эней с сыном остался тут на ПМЖ.
Дальше история приобретает совершенно неправдоподобное развитие. До наступления эры клиник по искусственному оплодотворению, я имею в виду. Итак, в альбанском войске среди воинов обнаружилось три брата-близнеца, мощных и мускулистых. Фамилия их была Куриации. Так бывает, скажете вы, но дело в том, что в римском войске тоже обнаружилось три брата-близнеца, ровно того же возраста и могучего телосложения. Эти по паспорту были Горациями (громкое имя! но поэт не потомок, а сын вольноотпущенника-раба, который всклепал на себя в честь патрона). Вдобавок, оба комплекта тройняшек были ровесниками. И, в довершение этой невероятной с точки зрения статистики истории, добавлю, что их матери были сестрами. Близняшками, разумеется.
Современные историки, как люди разумные, про эти два комплекта тройняшек уточняют, что наверно это были просто братья примерно одного возраста, утрамбованные фантазией аэдов в "близнецов". Ну, либо, что вся история вообще полностью вранье, не только про состав семьи участников.
Если же далее по тексту, то идея о том, чтобы выставить на единоборство одинаковых воинов, одного возраста, телосложения, весовой категории и школы фехтования -- всех очень вдохновила, потому что победа бы явно продемонстрировала, на чьей стороне божество. Потому что победа бы зависила не от технавыков противников, а действительно, от какой-то случайности.
Оба лидера спросили свои комплекты тройняшек, не против ли те выйти на поединок против кузенов (и молочных братьев, вдобавок). Ничтоже сумняшеся (о! ееее! я написала это выражение с первого раза правильно! ура!), так вот, ни секунды не раздумывая, оба комплекта ответили: "кузены? какие кузены? какое кровное родство, детство вместе, сломанные игрушки, тетя Рая будет плакать? разумеется, нам будет пофиг, главное -- отстоять честь родины!!!"
Горации, правда, сначала уточнили, что им надо будет спросить разрешения у папы, Горация-старшего.
Вот именно этот момент, когда папа дал им разрешение, и они клянутся родину не посрамить (опять без ошибки, у меня сегодня удачный день), и изображен на знаменитой картине Давида. Римский комплект тройняшек тянет руки к отцу, который вручает им оружье. На заднем плане женщины -- жены и сестры. Тетки в картинах классицистов на сюжет данной истории берутся из пьесы Корнеля "Гораций" 1640 года, которая пользовалась большой популярностью в 17-19 веках.
Но вернемся к обещанным трупам.
Горации и Куриации сошлись на поле боя в кровопролитном поединке. За спиной у каждого комплекта поединщиков стояла армия родного города, ударить в грязь лицом было невозможно.
Поначало в счете вели альбанские Куриации (и мировая история могла бы пойти по-другому! Не было бы римской империи). Куриации сразу убили двоих Горациев, в живых остался только Публий Гораций. То есть -- на арене всего четыре человека. Исход поединка, казалось бы, ясен, но...
Но Публий Гораций видел, что кузены уже подранены: кто в ногу, кто в пятку, и поэтому передвигаются с разной скоростью. Он обратился в притворное бегство, они ринулись за ним, но не всем скопом, а кому как позволяли полученные травмы. Трое Куриациев нагоняли его по отдельности, вот он их по отдельности каждого и убил.
И остался победителем. Альба-Лонга вынуждена была признать гегемонию молодого городишки Рима.
Что-то текст получается длинным, поэтому о том, почему, как обычно, в итоге зарубили совершенно неповинную барышню, мы поговорим в понедельник.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
***
Предыдущие выпуски рубрики - по тэгу.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.