Найти тему

От роста к старению: жизненные циклы организации по Адизесу

Оглавление

Ицхак  Адизес  (род. 22 октября 1937)
Ицхак Адизес (род. 22 октября 1937)

Ицхак Адизес — израильский и американский писатель и бизнес-консультант, специализирующийся на улучшении эффективности менеджмента, улучшения работы коммерческих и государственных организаций путем проведения изменений "мягким путем", без разрушительных конфликтов, которые обычно сопровождают большинство попыток организационных изменений.

Теория жизненного цикла организации – главный элемент Методологии Адизеса

В её основе находится фундаментальный закон, который говорит о том, что все организации подобно живым существам проходят через схожие стадии жизненного цикла и демонстрируют прогнозируемые и повторяющиеся модели поведения. На новой стадии развития каждая организация сталкивается с уникальным набором проблем и трудностей. А успешность организации определяется способностью менеджеров переходить от одной стадии к другой.

-2

«Говорящие» стадии

Фаза I - выхаживание

На стадии зарождения организации идёт обсуждение бизнес-идеи. Основатель лишь в мечтах представляет свой новый проект и то, что может из него выйти. Если основатель верит идею проекта, трезво оценивает ситуацию на рынке своего продукта, способен профинансировать свой проект, то при таком раскладе дел возможен переход на следующую стадию.

Фаза II – младенчества

На этой стадии компания обладает гибкой, но размытой структурой с ограниченным бюджетом. Как правило, на данной стадии уровень продаж незначителен. Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, то организация переходит на новую стадию своего развития. Девиз данной стадии: работа, работа и еще раз работа.

Фаза III – вперёд-вперёд

На этом этапе организация стремительно развивается. Основатель, вдохновленный успехами, начинает вести себя самонадеянно и все больше рискует, берясь за новое дело, хватаясь за новые возможности, открывая новые направления. Начинает просматриваться организационная структура. Должностные обязанности ещё не закреплены за сотрудниками, основатель пытается делегировать властные полномочия своим подчинённым, но при этом опасается потерять контроль. Организация радуется новым успехам, набивает «шишки» и учится на своих ошибках. Результат – переход компании к профессиональным действиям и методам.

Фаза IV – юность

Компания получает как бы второе дыхание. Энтузиазма основателя становится недостаточно. Организация нанимает профессионалов, меняет курс управления. Повышается организационная культура, эффективность, административной деятельности растет. Эта стадия связана с решением трех главных проблем: делегирования руководителем полномочий, сменой руководства, сменой целей.

Фаза V – расцвет

Компания одновременно гибка и управляема. Наступает время интеграции. На первый план выходят кадровые вопросы: оплата труда, аттестация сотрудников, тренинги. Люди – главный актив. Система отлажена и настроена, предпринимательский дух силен. Вместе с объёмом продаж растёт и прибыль. Создаются дочерние организаций. Адизес утверждает, что в стадии расцвета компания может находиться бесконечно долго.

-3

Фаза VI – стабильность

Начинают появляются признаки старения организации: утрачивается гибкость, падают темпы роста, снижается интерес к инновациям, инициативность равна нулю. Консервативные руководители с подозрением относятся к любым переменам. Но вместе с тем позиция на рынке стабилизируется.

Фаза VII – аристократизм

Традиции усиливаются, гибкость системы управления снижается ещё больше, чем на предыдущем уровне. В одежде и форме общения сотрудников господствует формализм. Организация имеет внушительные финансовые ресурсы. В компании не наблюдается разработок и внедрения инноваций. Цели становятся краткосрочными, риск сводится к минимуму и не поощряется.

Фаза VIII – салем сити

Главная задача и цель организации - самосохранение. Правила и нормы становятся жёстче и формальнее. В руководстве фирмы начинается открытая борьба и поиск виновных в появлении проблем. На этом этапе функция интеграции не играет никакой роли: команда вчерашних единомышленников превращается в толпу параноиков и интриганов. Компания быстро теряет долю на рынке, клиенты разбегаются.

Фаза IX – бюрократизация

Разрыв связей с внешним миром. Инициативные сотрудники уходят из компании. Бюрократические организации уже не ориентируются на получение результатов, работают во многом в пустую, перебирая множество входных и выходных документов. Информационные связи между подсистемами нарушены.

Фаза X - гибель организации

К этой стадии могут привести даже незначительные изменения. Спасти организацию от гибели может только внешняя сила ( например, государство - ради сохранения рабочих мест).

-4

Как определить на какой стадии находится ваша организация?

Понять, на каком этапе развития находится ваш бизнес, вы можете самостоятельно, опираясь на теорию жизненного цикла Адизеса и диагностическую карту.

Это делается довольно-таки просто. Вначале необходимо отметить перечисленные характеристики, соответствующие вашему текущему статусу в столбцах «Норма», а зачем проанализировать рекомендации в столбце «Задачи». После нужно составить план по решению проблем.

-5

Теория Адизеса является актуальной в настоящее время и дает массу полезной информации для аналитиков: есть ли смысл в привлечении тех или иных управленцев в компанию, возможные прогнозы развития компании и т. п. В отличие от множества других теорий, данное учение рассматривает организацию как динамично развивающуюся, а не статичную систему.

-6

Что может спасти организацию, которая находится на грани смерти?

Однажды у Адизеса спросили: "Что может спасти организацию, находящуюся на грани смерти?" На что он ответил: " Её может спасти только изменение корпоративного мышления".
Компанию, которая влилась в процесс старения достаточно трудно спасти. У организаций, которые стоят на стадии старения строятся показатели к их преуменьшению. Но организации необходимо не уменьшаться, а увеличиваться! Нужно развивать новые проекты, внедрять новые продукты и услуги на основе расширения своего бизнеса.

Источник: Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. Москва, 2001.