Очень симпатичное здание театра "Новая опера" в московском саду Эрмитаж.
Вчера у меня случился очень необычный "культурный выход". Началось все с того, что позвонила подруга и предложила с пользой провести вечер. Ей на глаза попала реклама репертуара довольно известного, хотя и относительного нового, московского музыкального театра "Новая опера". Оказалось, что 3 декабря дают довольно редко звучащую у нас оперу Верди "Набуко", и подруга предложила провести вечер с Навуходоносором - да, да, именно с этим вавилонским полководцем, которого итальянцы фамильярно называют "Набуко", что собственно и послужило названием этой оперы. К своему дремучему позору, я эту оперу не знала. Но! Как известно, в каждой опере Верди есть как бы "заглавная ария", которая является визитной карточкой данного конкретного музыкального произведения. Так все знают озорную песенку герцога из "Риголетто" или Заздравную песню из "Травиаты". Есть такая музыкальная тема и в "Набуко". Это совершенно изумительный "Хор пленных иудеев", который неофициально является как бы вторым гимном Италии. Соответственно, принимая приглашение подруги, я в первую очередь хотела послушать именно этот хор что называется "в живую" - ведь ни одна звукозапись не может передать всю мощь и величие звучания этого хорошо известного мне (и не только мне), шедевра. Словом, мы решили посвятить вечер Набуке и разобраться, что же там произошло. А чтобы разобраться - пришлось немного почитать историческую справку: что же там Навухудоносор наворотил с евреями. А случилось вот что: ведя бесконечный войны, этот правитель Вавилона в 597 году до н.э. добрался до Иудеи, разгромил Иерусалим, разрушил святыню иудеев - священный храм Соломона, вошедший в историю, как Первый Храм, разграбил его и захватил главную реликвию Храма и всех иудеев - Ковчег Завета, в котором, согласно Ветхому завету, находились скрижали, полученные Моисеем от Бога на горе Синай. Кстати, судьба этого Ковчега и его содержимого не известна по сегодняшний день. Естественно, кроме сокровищ, вавилонский властитель увел в плен порядка 15 000 евреев. Вот эти драматические события и легли в основу оперы Верди. В либретто, кстати, довольно рыхлом, все эти исторические события накладывались на любовную линию, когда предводитель иудеев воспылал любовью к младшей дочери Набуко и мечется между долгом и чувствами. Вот такой историко - любовный коктейль. Надо сказать, что эта опера была с восторгом принята итальянцами. которые в это время находились в составе Австро - Венгерской империи и боролись за свою независимость. Словом, идеи диктатуры, угнетения, борьбы были им очень близки.
Итак, перейдем к постановке. А вот тут начинается самое интересное. Купив программку, спокойно изучив состав исполнителей, либретто, перевернув последнюю страницу и прочитав, что там написано, у меня буквально выпала челюсть и округлились глаза. Оказалось, что авторы постановки, сделав упор на идеи тиранизма и угнетения еврейского народа, перенесли действие оперы...в середину 20 века. Отсюда сценография постановки, декорации, костюмы - все соответствовало тридцатым годам прошлого столетия. Действие оперы происходило - только не упадите - в МЕТРО. Да, да в самом настоящем метро. Декорации очень сильно напоминали нашу станцию метро "Маяковская". Певцы хора, которые играли роль растерянных евреев, были одеты в костюмы тридцатых годов. Их угнетатели, вооруженные современными ружьями - были одеты в длинные кожаные плащи. В середине сцены, простите, станции метро, находилось большое черное отверстие с лестницей, где происходила основная "движуха": статисты туда опускались и оттуда выходили на сцену. Когда уже в конце спектакля угнетатели прикладами стали загонять туда толпу, то как -то от все этого повеяло газовыми камерами, ну а когда по ходу действия против Набуко был поднят мятеж, то народ приветствовал мятежников вскидованием руки в едином порыве, что ну очень напоминали определенный жест. Можно было подумать, что я все сильно преувеличиваю, но в конце спектакля, когда любовь восторжествовала, негодяи были наказаны, а евреи были отпущены в свою Иудею, то уходили они туда с шестиконечными желтыми звездами на одежде.
Вот такое своеобразное толкование событий двух с половиной тысячелетней давности мне пришлось наблюдать. Но самое невероятное, я эту трактовку приняла. И хотя после спектакля малось ошарашенный народ в гардеробе, в фойе обсуждал это неожиданное действо и не всегда с одобрением, к критикам этого спектакля я себя не отнесла. Ну а что касается "Хора пленных иудеев", то это было потрясающе. И возможно, что определенную психологическую роль сыграло то, что на сцене пленный народ был загнан в клетку, а глаза и руки, протягивающиеся за решетку, очень напоминали многие кадры известной всем страшной кинохроники.