Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
С началом серийного выпуска ГАЗ-ААА им заинтересовались военные. На его шасси специалистам Ижорского завода во главе с Н.И. Дыренковым было поручено разработать бронеавтомобиль среднего класса, способный преодолевать бездорожье лучше, чем имевшиеся на вооружении двухосные образцы.
Предшественники БА-10.
Бронеавтомобиль десятой модели стал результатом совершенствования моделей такой техники. Первые две модели строили на шасси американского трёхосного грузовика Форд-Тимкен (БА-И и БА-3). Последующие были продуктом модернизации предшественников, производились из советских комплектующих и являлись проверкой разнообразных конструкторских решений, направленных на повышение их эффективности в бою.
Результатом усовершенствования конструкции в 37-м году стал БА-10, который был создан с применением модернизированного шасси ГАЗ-ААА, получившего мотор мощностью 50 л.с., усиленную переднюю балку и амортизаторы от «Эмки». Эта модель претерпела две модернизации и стала массовой, среди всех выпускавшихся в предвоенное и военное время бронеавтомобилей.
В состав экипажа БА-10 входило 4 человека. Машина весом почти 6 тонн имела удельное давление на опорную поверхность 2,5 кг/см2, могла справиться с 20 градусным подъёмом и бродом в 0,6 м глубиной. По дороге она передвигалась со скоростью до 52 км/час, по бездорожью – до 20 км/час. Запас топлива позволял проехать по дороге 260 км, вне дорог – 200 км.
Особенности устройства БА-10.
Корпус «броневика» 37-го года сваривался из стальных бронелистов различной толщины от 4 до 10 мм. Внутреннее оборудование закреплялось на заклёпки и болты, способные противостоять пулям. На раму броневой корпус закреплялся через кронштейны. Для увеличения «живучести» на боевой машине применялись шины, заполненные губчатой резиной.
С целью повышения проходимости бронеавтомобиль комплектовался цепями «Оверолл», которые набрасывались на колёса одной стороны, образуя подобие гусеничной тележки. Установленные на осях за передними крыльями два запасных колеса вращались при соприкосновении с поверхностью земли, препятствуя «зависанию» средней части «броневика» и облегчая преодоление неровностей.
Через год машина была повторно модернизирована. Новые бензобаки установили на крыльях тележки и покрыли бронёй, изменили механизм поворота башни и расположение глушителя, а также ввели другие изменения, направленные на улучшение условий работы экипажа, размещения оборудования и запасных частей.
Производство БА-10.
Кроме Ижорского завода, расположенного в Колпино под Ленинградом, производством БА-10 и его модернизированных моделей по ижорской документации занимались 189-й завод (сейчас Балтийский), а также завод ДРО (дробильного оборудования) города Выкса (Горьковская область). Выпуск продолжался до 41-го года. В общей сложности было произведено более 34 сотен машин, в том числе несколько десятков для передвижения по железной дороге.
Вооружение и боевое применение БА-10.
Бронеавтомобиль десятой модели был вооружён пушкой с нарезным стволом длиной 2,07 м 45-ти миллиметрового калибра. В боекомплект входило 49 выстрелов. Два пулемёта системы Дегтярёва, модернизированные Г.С.Шпагиным для установки на танки, модели ДТ-29 предназначались для поражения живой силы.
Для наблюдения за районом боя и наведения орудия на цель применялись танковый прицел телескопического типа ТОП и панорамный прицел перископического типа ПТ-1. Некоторые машины снабжались радиостанциями.
Боевое крещение БА-10А получили в боях у монгольской реки Халхин-Гол. Они применялись в боях за присоединение Белоруссии и областей Западной Украины, а также на войне с финнами. Участие в боевых действиях показали слабые стороны бронеавтомобилей: слабая броневая защита, не способность к преодолению тяжёлого бездорожья и малая мощность двигателя. Это способствовало развитию в стране танкостроения.
Несмотря на наличие недостатков, бронеавтомобили применялись в армии до 45-го года в качестве средств передвижения разведчиков. К этому времени практически все они были уничтожены в боях и до настоящего времени в виде музейных экспонатов и памятников дошли считанные единицы.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
О родоначальнике советских "трёхосок" кратко описано здесь.
Какой советский грузовик стал самым массовым перед войной можно ознакомиться здесь.
О первом советском полноприводном грузовом "трёхоснике" можно прочитать здесь.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.