Границы помощи. Часть 1
Можем ли мы помочь другому человеку, когда видим, что он страдает?
Можем ли заставить его измениться, если эти изменения могут прекратить его страдания?
Есть ли у нас право настаивать на принятии своей помощи, даже если мы видим, что человек занимается саморазрушением и наша помощь уж точно пойдет ему на пользу?
Мой опыт показывает, что никогда ничем хорошим такая «помощь» не заканчивается.
Ни для другой стороны, ни для меня.
Для начала необходимо принять тот факт, что жизнь любого другого человека – это чужая территория. А мои владения – это только моя жизнь. И какие бы замечательные правила у меня ни действовали, какие бы сногсшибательные результаты они ни приносили, я не имею права насаждать их другому человеку и заставлять его по ним жить. В чужой монастырь со своим уставом не лезут.
Тут очень важно определить, где проходит граница между моей и чужой территорией.
Для себя я определила эту границу так – все, что рождается внутри меня и исходит от меня – это Мое. Мои мысли, реакции, чувства, действия, поступки.
Все то, что составляет внутреннее наполнение моей жизни – это материал, с которым я могу что-то сделать - тут подколотить, тут подкрасить, тут вот подпорочку поставить - подержит, пока сама не окрепну.
Точно так же и с жизнью чужой.
Многих смущает прилагательное «чужая» в применении к жизни близкого человека.
Кажется, как же можно считать чужой жизнь мужа или жены, или родителей, или ребенка, закадычной подруги.
Можно и нужно, скажу я вам. Это жизнь близкого и дорогого вам человека, но это чужая территория.
Так что же реально сделать в наших силах, если нету уже мочи смотреть на страдания близкого и так хочется вмешаться и помочь?
Для начала спросите себя – а действительно ли это страдания? На самом ли деле у него проблемы?
Может ему так нравится?
Может быть то, что я воспринимаю как страдания, для другого человека – единственный способ жить, вот только так он умеет и никак иначе. То, что вы видите, как проблему со своей колокольни, для другого может быть чем угодно.
В большинстве случаев – это так и есть. Многие не умеют получать любовь и внимание иначе, как болея, для кого-то единственное средство справляться со своими негативными эмоциями или с неприятностями – это постоянно напиваться, а кто-то просто наполняет свое существование страданиями, выискивая причины в окружающем мире, потому что это почетно и вознаграждается. Да мало ли какие у кого причины.
Если вы задали себе такой вопрос и честно на него ответили, то желание помочь отваливается само собой. Вы вдруг поймете, что никакими силами не заставите человека изменить свой способ жить. Даже Богу это неподвластно, потому как свобода воли – это главный его подарок человеку. Подарок с подвохом, кстати, но об этом как-нибудь в другой раз.
Итак, единственный, кто может изменить свою жизнь – это сам человек. И то при условии, что ему очень этого хочется и у него высокая мотивация.
А мотивация такая образовывается только в единственном случае - при неоднократном и болезненном столкновении с реальностью. Когда жизнь припирает к стенке.
Когда уровень боли зашкаливает и человек понимает – все, не могу так больше.
Когда изменения – это уже вопрос выживания.
Некоторым нужно вообще все потерять, чтобы, наконец, задуматься, начать задавать вопросы и искать на них ответы.
А многие никогда в жизни не дозреют до этого, так и будут болеть, жаловаться, обижаться, обвинять – репертуар у каждого свой. И стоит ли тогда тратить себя на помощь таким людям?