Найти тему
АВТОТУРИСТ

Новый Toyota RAV4 – управлять мечтой или предать мечту? Большой тест версий с «автоматом» и вариатором.

Toyota RAV4 абсолютно нового, пятого поколения – самая громкая новинка уходящего года, ведь все прошлые инкарнации этого кроссовера имели в России оглушительный успех. Любая критика, а «Равик» всегда было, за что покритиковать, неизменно разбивалась об установку, заложенную в сознание наших автомобилистов еще при падении железного занавеса – мужик должен ездить на Тойоте. И жена его – тоже. И родители мужика, и дети, и кошка с собакой. А если мужик ездит не на Тойоте, то это как бы… Вот это вот «как бы» в виде KIA Sportage и VW Tiguan только под конец жизненного цикла прошлого Toyota RAV4 начало немного теснить традиционные мужицкие ценности.

-2

Так что новый RAV4 едва успел принять пост у старого – от дебюта на автошоу в Нью-Йорке до его появления у нас прошло целых полтора года. Впрочем, опоздал он только потому, что требовалось переналадить с четвертого на пятое поколение конвейер завода в Шушарах, где традиционно собирают наш, российский «Равик». Причина уважительная, но не освобождающая от необходимости наверстывать упущенное время в борьбе за первые строчки рейтингов продаж.

Платформа TNGA-K
Платформа TNGA-K

Что же нам может предложить новый RAV4? Прежде всего, то, что он действительно совершенно новый, All New, как принято выражаться у зарубежных маркетологов. Пятое поколение кроссовера построено на архитектуре TNGA, это не единая база, а большой набор компонентов, из которых можно ваять родственные платформы для чего угодно, будь то кроссовер или легковушка, с каким пожелаешь приводом. Передним, полным - относительная свобода творчества. Сейчас таких платформ существует три: GA-C, GA-L и GA-K – на ней, вместе с Lexus ES и новым Toyota Camry и базируется нынешний RAV4.

Впереди - стойки МакФерсон
Впереди - стойки МакФерсон

У RAV4 стальной кузов с капотом, дверью багажника и передними крыльями из алюминия. Высокопрочные стали используются в основном для центрального тоннеля и пола, жесткость кузова, по сравнению с прошлым поколением выросла на 57%, к тому же «Равик» получился относительно легким – 1715 кг снаряженной массы в верхней комплектации.

Задняя многорычажная подвеска
Задняя многорычажная подвеска

Подвеска, конечно, тоже новой разработки, хотя схема привычная - впереди стоят стойки McPherson, а сзади – многорычажка, зато электрический усилитель рулевого управления переехал с рулевого вала на рейку.

Двухлитровый двигатель комлектуется вариатором с "механической" первой передачей
Двухлитровый двигатель комлектуется вариатором с "механической" первой передачей

Литраж доступных в России движков – без изменений, но это все, что их связывает со старыми моторами. Кстати, гибрида (к счастью) и дизеля (к сожалению) нам не видать. Оба двигателя из серии Dynamic Force – бензиновые, атмосферные, рядные, четырехцилиндровые. Младший M20A-FKS – двухлитровый, мощностью 149 л.с, изначально был 175 – сильным, но наше налоговое законодательство такого не прощает, пришлось дефорсировать. Старшему 2.5 литровому A25A-FKS мощность тоже урезали с 205 до 199 «лошадей», он меньше пострадал, чтобы вписаться в налоговые рамки. Такой же движок ставят и на «Камри».

2.5 литровый мотор мощностью 199 л.с.
2.5 литровый мотор мощностью 199 л.с.

Самое интересное – в трансмиссии. У нового RAV4 целых три вида привода. Базовые версии – с приводом на передние колеса, чуть подороже – с классическим кроссоверным полным приводом через многодисковую муфту, передающую тягу на заднюю ось, а у топовых версий подобных муфт, то есть пакетов фрикционов – два! По одному на каждое из задних колес. Соответственно, в повороте реально можно управлять вектором тяги, «подкручивая» наружное заднее колесо, а не притормаживая внутреннее. Конкуренты такой технологией похвастать не могут, она положена автомобилям классом повыше. На бездорожье эта продвинутая схема под названием Dynamic Torque Vectoring AWD тоже дает очевидное преимущество – фактически она может работать как жесткая блокировка задней оси, то есть в грязи «Равик» может грести тремя колесами. Именно грести, а не притормаживать буксующие. Ко всему прочему вместе с этой схемой кроссоверу полагается отключаемый кардан, это дает экономию по топливу около 2%. Курочка по зернышку – а все равно экологам приятно.

Восьмиступенчатая АКП
Восьмиступенчатая АКП

В прайслисте «Равика» присутствует шестиступенчатая механика, но только в одной «заявочной» комплектации с передним приводом, пустой, как барабан. Она стоит 1 756 000 рублей, но в наличии ее, скорее всего, нет.

Все остальные с вариатором или «автоматом». «Автомат» без сюрпризов – восьмиступенчатая современная классика, а вот вариатор Direct Shift-CVT не так прост, у него «механическая» первая передача. Представьте, что к стандартному вариатору с ремнем и шкивами приделали первую передачу от обычной механической коробки передач и до 20 -25 км/ч разгоняет автомобиль она. Получается, что ремень и шкивы освобождаются от пиковых нагрузок при разгоне, а ведь именно эти нагрузки прежде всего уменьшают срок службы вариатора. А раз ремень не нагружается, то можно дать больше тяги, чтобы разгоняться быстрее. То же при пробуксовке в грязи или в снегу - нагрузки меньше, буксовать без вреда для вариатора можно сильнее.

-9

О’кей, с техникой разобрались, тойотовские инженеры потрудились на славу, теперь займемся вкусовщиной поговорим о дизайне. Мне так нравится новый кузов, что я готов простить все три поколения дедушкиной скукотищи, которую зачем-то рисовали после первого. Простить и забыть навсегда. Согласитесь, первый RAV4 1994 года был настолько интересным, современным, молодежным, что остальные по сравнению с ним – эпик фейл. Будто того крутого парня заставили жениться и пойти на работу в офис, одев в унылый пиджак и завязав на шее ненавистную удавку галстука.

-10

И так просидел он на попе ровно почти двадцать лет, а потом понял, что жизнь проходит мимо, особенно по пятницам. Встал со стула, пошел вместо пивбара в спортзал, занялся триатлоном и бегом на марафонские дистанции. Вновь помолодел, подтянулся, стал нравиться молодым прогрессивным девицам, выгнал растолстевшую и подурневшую жену – мещанку, у которой на уме только турецкий оллинклюзив и новая кухня… Короче, все у него в жизни снова наладилось. Вот это и произошло с пятым RAV4, не находите?

-11

В салоне – аналогичная ситуация. Помните палку-копалку селектора, торчащую чуть ли не из пола? А кнопки, рассыпанные по торпедо без всякой логики? Сможете ответить сходу, где кнопка отключения ESP у четвертого поколения? Пишите в комментах! Я так над коллегами шутил, некоторые думали, что ее просто нет.

-12

Теперь все сгруппировано логично, появился высокий «спортивный» центральный тоннель, удобные подстаканники, полка для беспроводной зарядки смартфона, рычаг КП нормальный, восьмидюймовый «телевизор» вырос над торпедо.

-13

А блок управления двухзонным климатом – настоящая дизайнерская находка. Оклеенные нескользящим материалом шайбы настройки призывно торчат вам навстречу, как соски на упругой женской груди – так и хочется потрогать лишний раз.

Все стеклоподъемники с автоматическим режимом
Все стеклоподъемники с автоматическим режимом

Так же прорезинены изнутри внутренние дверные рукоятки – рука по ним не скользит, очень удобно. Странно только, что такие же коврики не положили на полки – смартфон и любая мелочь елозят по ним в каждом повороте. Еще очень жаль, что мультимедийка поддерживает только Mirror Link, а встроенного Яндекс.Авто нет ни в одной комплектации.

-15

Родная медиасистема традиционно тормозная, графика у нее бедная – позор XXI века… Даже изображение с четырех камер на центральном мониторе оставляет желать много лучшего, резкого, насыщенного. Не подводит ожиданий только приборка со встроенным семидюймовым экраном – вот тут все хорошо, хотя, на мой дальнозоркий взгляд, текстовая информация на дисплее написана слишком мелким шрифтом.

-16

Что еще? Полный набор средств активной безопасности, правда, в единственной, и самой дорогой (2 661 000 рублей без доплаты за цвет и пакетное ТО) комплектации «Престиж Сейфти». Четыре камеры кругового обзора, адаптивный круиз-контроль, системы помощи при выезде с парковки, удержания в полосе, предупреждения фронтального столкновения, функция распознавания пешеходов и велосипедистов, автоматическое переключение с дальнего на ближний свет. Я считаю, что для «гражданского» автомобиля это очень полезные функции, а вы? Пишите в коментах, вы готовы за это доплачивать, хотели бы, чтобы подобный «пакет безопасности» был опцией, доступной за доплату без привязки к комплектации?

-17

Едем дальше, вернее, пока стоим и ждем, когда поднимется дверь багажника – электропривод работает очень медленно. Зато сам багажник, как всегда, очень большой, 580 литров объема. Задние кресла складываются почти в ровный пол, длина такая, что у меня, с ростом 183 см, получается лечь и вытянуть ноги, значит пресловутый холодильник влезет без проблем.

-18

В подполе докатка и много места для мелочей вокруг нее, шторку тоже можно убрать в специальный отсек под твердой крышкой, но вот креплений для поклажи и лючка для длинномеров до сих пор нет. А еще давно пора разделить спинку дивана на три части и сделать среднюю секцию откидывающейся, особенно за такие деньги! Зато сам диван – широкий, просторный, этого у «Равика» не отнять. Еще шире и свободнее, чем прежде, ведь колесная база увеличена, поэтому в ногах места на 5 см больше, салон расширен на 4 сантиметра.

-19

Давайте наконец-то сядем за руль. Новые кресла хороши, профиль спинки удачный, есть боковая поддержка, у водителя очень серьезный поясничный подпор, баранка настраивается по вылету в широком диапазоне, так что можно отодвинуться и вытянуть ноги. Вот только у пассажира все настройки кресла механические, даже в «топе» и опять хочется повторить – за такие деньжищи! Но, может быть, новый RAV4 «валит» на все эти деньги?

-20

Если говорить о версии с 2.5 литровым 199-сильным мотором, то, честно признаюсь – не совсем. Когда вы вдавливаете педаль газа в пол, создается ощущение, что вы слегка переплатили – стадо в двести без одной лошади хочется пришпорить даже в спортрежиме. Движок на разгоне работает громче, чем везет на самом деле, восьмискоростной «автомат» чуть больше, чем ожидаешь, «задумывается» на старте и временами слишком частит с переключениями. Если бы новый «Равик» стоил на полмиллиона дешевле, таких мелочей никто бы и не заметил, все дело именно в цене. И вот над ощущениями стоит поработать «Тойоте». Это ведь всего лишь настройки электроники, которая, кстати, в остальном работает отлично.

-21

Наш тест проходил в Румынии поздней осенью, когда в горах уже положено лежать снегу, но страна, победившая Чаушеску, в этом году преодолела и условности климата – погода стояла по-летнему теплая, а покрышки-то нам поставили зимние, нешипованные Nokian Hakkapeliitta R3 SUV. Отличные, надо заметить, шины, держак в шпильках местных асфальтовых серпантинов они теряли быстро, но очень плавно и предсказуемо. Когда корма в очередной раз пыталась обогнать переднюю ось, в дело вмешивалась система динамической стабилизации, но если чувствовала, что у водителя все под контролем – газ не обрубала, наоборот, позволяла поддать на выходе, чтобы распрямить траекторию.

Цыганскую деревню узнаешь сразу
Цыганскую деревню узнаешь сразу

Вот так, изо всех сил «раскачивая лодку» мы и ворвались на цыганские грунтовки Трансильвании, практически не снижая скорости. Дело в том, что если вы остановились или замедлили ход в цыганской деревне, у вас остается только два варианта – либо вы покупаете у них наркоту, либо они продают вас на органы. По сравнению с цыганскими детьми даже граф Дракула – всего лишь безобидная местечковая достопримечательность. Я на ходу высунул из окна руку с коробкой кошерной еды, оставшейся с самолета нетронутой, и сразу понял, что, в отличие от престарелого, да еще и вымышленного вампира, цыганята умеют летать, даже не превращаясь в летучих мышей, да еще успевают драться за добычу в этом сумасшедшем полете. Заодно мы выяснили, что 2.5 литровый RAV4 на самом деле разгоняется как положено, и следующие 150 км по грунтовкам шпарили в раллийном режиме.

-23

Можете больше не бояться съезжать с асфальта, новая подвеска настроена очень близко к идеалу. В прошлом осталась нарочитая зажатость, амортизаторы не «отстреливают» с громким стуком на каждом ухабе, при этом машину на серийных волнах не качает так, что боишься впечататься поддоном картера в очередную кочку. Собранность, отличная энергоемкость и комфорт – вот три слова, которыми можно кратко описать поведение нового RAV4 на грунте.

На настоящем бездорожье пластиковые кожухи сорвет, но по снегу и мягкой грязи можно ползать на брюхе - снизу почти нет торчащих деталей
На настоящем бездорожье пластиковые кожухи сорвет, но по снегу и мягкой грязи можно ползать на брюхе - снизу почти нет торчащих деталей

Хочу задать читателям вопрос – какой кроссовер вы считаете той «печкой», от которой нужно плясать при оценке работы подвески на грунтовых дорогах? У меня таких два – Renault Duster в бюджетном классе и Subaru Forester – для всех остальных среднеразмерных кроссоверов. Так вот, по моей личной оценке новый Toyota RAV4 получает за подвеску четыре «Форестера», а, например VW Tiguan – только один «Форестер» из пяти возможных.

На заднем плане коллеги проверяют жесткость кузова - все двери и багажник закрываются без проблем
На заднем плане коллеги проверяют жесткость кузова - все двери и багажник закрываются без проблем

Оценку за чистое бездорожье ставить пока рано – грязи на маршруте мы не нашли, поэтому ограничились диагональным вывешиванием и подъемом на холм с остановкой на пути к вершине. Но уже сейчас можно сказать – RAV4 пятого поколения с трансмиссией Dynamic Torque Vectoring AWD претендует на первое место в дисциплине «возможности полного привода и вспомогательной электроники».

DTV AWD работает как жесткая блокировка, а вместе с Multi-Terrain Select, которой с RAV4 поделился Toyota Land Cruiser, позволяет творить чудеса. Переключив шайбу селектора MTS в режим Rock & Dirt, можно выйти из такого диагонального вывешивания, из которого четвертый «Равик» не всегда выезжал даже с интенсивной раскачкой. Это касается и 2.5 литрового «автоматического» и 2.0 литрового «вариаторного» кроссовера.

Представить по фото угол подъема сложно, но поверьте, на нем даже стоять трудно
Представить по фото угол подъема сложно, но поверьте, на нем даже стоять трудно

А вот на склоне «автомат» оказался предпочтительнее. После первой остановки обе версии завершили подъем без проблем, но когда набили в грунте колеи да ямки, оказалось, что электроника все же бережет вариатор и не дает мотору с места развить большие обороты. То есть полноценно буксовать, в отличие от «автомата» с вариатором все же не получается. Кстати, отключать систему динамической стабилизации на бездорожье бесполезно. Во-первых, полностью она не вырубится, а во-вторых, без помощи электроники новый RAV4 просто не едет. Зато в режиме Rock & Dirt прихватывает колеса при любом намеке на проскальзывание и пока это самый «рабочий» режим. По сравнению с ним Mud & Sand оказался бесполезен, но посмотрим, что будет в грязи и в снегу. Чуть не забыл – электронный помощник подъема и спуска работает идеально – назад машина не откатывается, а когда съезжаешь вниз - держит комфортную скорость даже на крутизне, срабатывает плавно, без пугающего «нырка» после перегиба, и срыва колес в скольжение не допускает.

В Трансильвании детям с собой в школу обязательно дают бензопилу. Ну, мало ли что по дороге случится... Например, проедут мимо десять Toyota RAV4, дяди в них увидят бензопилу и останавливаться не станут.
В Трансильвании детям с собой в школу обязательно дают бензопилу. Ну, мало ли что по дороге случится... Например, проедут мимо десять Toyota RAV4, дяди в них увидят бензопилу и останавливаться не станут.

Чего же не хватает этому кроссоверу, чтобы стать первым «внедорожником» на деревне? Геометрической проходимости! Клиренс хороший – 200 мм, но база большая, а длинные свесы – это просто боль, которую не унять пластиковой защитой порогов и колесных арок. Геометрия пятого поколения, пожалуй, даже на полградуса хуже, чем у четвертого. Впрочем, вы ведь все равно не станете ездить на «Равике» по бездорожью, правда? Тогда просто знайте, что с Dynamic Torque Vectoring AWD вам не страшны дачные лужи и берите двухлитровую версию. Вариаторный Toyota RAV4 чудо как хорош и он-то как раз на 100% оправдывает ожидания.

На "Замок Дракулы" интересно взглянуть снаружи, но покупать билет внутрь не советую - пустая трата времени и денег. Почему? Расскажу в одном из следующих выпусков "Автотуриста"
На "Замок Дракулы" интересно взглянуть снаружи, но покупать билет внутрь не советую - пустая трата времени и денег. Почему? Расскажу в одном из следующих выпусков "Автотуриста"

Младший 149-сильный двигатель с вариатором Direct Shift-CVT – идеальная пара! Этот мотор тише «старшего» в любом режиме, при этом почти не отстает в динамике. Отклик на газ с места и в движении мгновенный, вариатор настроен отлично, виртуальные «передачи» создают реальное ощущение настоящих переключений. Кажется, «тойотовцы» рассчитывали, что именно эта комплектация станет хитом и готовились соответственно – с любовью и тщанием.

Но вот вопрос, станет ли бестселлером пятое поколение Toyota RAV4? Моя ставка – да, станет. Высокие цены никогда не пугали давнишних почитателей Тойоты и, в отличие от VW Tiguan с KIA Sportage, новый Toyota RAV4 можно купить не только умом, но и сердцем, а предавать свои мечты без вызывающей необходимости – не в наших традициях.

О том, почему  Румыния обязана стать новым туристическим хитом - расскажу в одном из следующих выпусков
О том, почему Румыния обязана стать новым туристическим хитом - расскажу в одном из следующих выпусков

Подписывайтесь на АВТОТУРИСТ, ставьте лайк и пишите в коментариях, как вам новый Toyota RAV4. Я бы взял вместо унылых конкурентов, а вы?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц