Найти тему
Студия WhoDo

Интервью с стрит-арт группой Please Leave a Review

WhoDo открывает серию интервью с художниками студии. Сегодня мы пообщались с участницей стрит-арт группы из Екатеринбурга PLEASE LEAVE A REVIEW («Пожалуйста, оставьте отзыв», англ).

В качестве материала в проекте используются реальные записи из физических и виртуальных книг отзывов музеев, галерей и других арт-площадок. Обезличенные и вырванные из контекста, зрительские комментарии порождают новые контексты городской среды.

Экспозиция PLAR в галерейном пространстве
Экспозиция PLAR в галерейном пространстве

С чего начался проект? Какая фраза вышла за пределы книги отзывов первой и при каких обстоятельствах?

– Проект официально начался в 2018-м с отзыва «Экспозиция выглядит пустоватой, и ее просмотр не займет много времени», но комментарии к выставкам я собираю не первый год. Будущая коллекция впервые пополнилась, кажется, в 2014-м или 2015-м, а развитие идея получила в 2017-м, когда я впервые побывала в европейских музеях и отметила буйство пустоты в тамошних экспозициях. Меня давно увлекал феномен острой реакции зрителя в России на пустоту музейного и галерейного пространства, причины ее неприемлемости и даже боязни.

– Как относитесь к хайпу, который последнее время окружает стрит-арт как явление?

Как и к любому хайпу: на нем одном далеко не выедешь. Художник, конечно, может ухватить хайп за хвост и какое-то время существовать за его счет, но для меня гораздо важнее вести каждодневную работу и развивать мотивацию в любых условиях — как живого интереса, так и полного безразличия со стороны других.

Работа PLAR в рамках фестиваля «Не темно!», Екатеринбург
Работа PLAR в рамках фестиваля «Не темно!», Екатеринбург

– А как выстраиваете взаимодействие с коллегами? Попадали ли ваши работы под чужой баллон с краской? Насколько сегодня интересно вступать в диалог с другими авторами?

– Попадали, и не раз, но я не вижу в этом никакой проблемы. Мне даже грустно, если работа долго существует, никем не затеганная. Я вижу в этом некую смерть для нее. Я иногда балуюсь, вступая в диалог с другими художниками на улице, но вообще это не совсем мой интерес.

– Можно ли сказать, что PLAR занимается в некотором смысле институциональной критикой?

– Я не могу отрицать наличие элемента институциональной критики в этом проекте, но процент ее невелик. Меня больше интересует диалог не институцией, а со зрителем и его эстетическими ожиданиями — от институции, от художника, от искусства в целом. Вот этот запрос на то, чтобы было «красиво и много».

– Как вы отреагировали на популярность проекта? И имеет ли сейчас значение, понимает ли аудитория концепцию?

– Популярность — это громко сказано. Я бы сказала, что к проекту есть интерес. Насколько считывают или нет основную концепцию, что именно считывают и вкладывают ли свое понимание — это для меня не имеет большого значения. Я склонна самые разные реакции на проект делать материалом для работы на улице и не только. Идея использования отзывов позволяет мне вводить в этот круговорот откликов все новые и новые комментарии — например, к уже сделанным трафаретам. Мне нравится обращаться к этому эффекту отзеркаливания, когда я создаю ситуацию разговора зрителя с самим собой.

Работы PLAR органичны  в городской среде
Работы PLAR органичны в городской среде

– Что самое сложное для стрит-артиста?

– Выбор подходящего момента для работы на улице — для меня это было самым сложным поначалу, потому что до этого проекта я чаще работала в камерной и безопасной обстановке мастерской. Вот эта необходимость совпасть со своей идеей во времени и пространстве была непростой. Нужно было вырабатывать умение чувствовать время и место.

Коллекция WhoDo x PLEASE LEAVE A REVIEW доступна на нашем сайте.