Смотреть или игнорить? Пенелопа Круз и Хавьер Бардем в криминальной драме Todos lo Saben.
Испания. Церковь небольшой безымянной деревни. Стены ее колокольни несут следы страстей многих поколений прихожан. Высеченные на камне LP - память о любовной связи Лауры и Пако, персонажей тандема Круз-Бардем. Они уже 15 лет не вместе и живут своими жизнями. Но прошлое - в котором, на минутку, нет роковых ошибок или чудовищных тайн, - нашло способ напомнить о себе. И заставило страдать всех участников этой истории.
Фильм в русскоязычном пространстве имеет два названия: "Все знают" и "Лабиринты прошлого". Первое безусловно правильное, но оно лишено предвкушения интриги. Казалось бы, какая может быть загадка или триллер, если все все знают? Однако это не помешало режиссеру растянуть историю на более чем два часа, не потеряв при этом фокуса на интересах зрителя.
О режиссере - это иранец Асгар Фархад, известный работой "Развод Надера и Симин". Критики считают, что в "Todos la Saben"он не смог передать европейскую ментальность, актеры - переигрывают, а сюжет страдает предсказуемостью. Но я не критик и возможно по этой причине с удовольствием посмотрел фильм дважды.
Лаура, героиня Пенелопы Круз, прилетает на свадьбу сестры из Аргентины, где она живет последние 15 лет. У нее двое чудесных детей и успешный муж, который не смог приехать, сославшись на занятость. Чтоб жизнь ей медом не казалась, отмечу, что фильм полон прекрасных испанских актрис и Пенелопа - надо же, - не самая среди них и красивая.
Пако, герой Хавьера Бардема, владелец усадьбы, выращивает виноград и изготавливает вино.
Лаура и Пако встречаются, но между ними давно нет никакой искры. Они просто старые друзья.
Сюжет развивается неспешно, позволяя зрителю погрузиться в консервативную среду испанской провинции. Здесь буквально todos lo saben друг о друге все. И не стесняются друг о друге посудачить. Из разговоров ясно, например, что Лауре завидуют, потому что она вышла замуж за богатого аргентинца, который часть состояния пожертвовал на реконструкцию местной церкви. Теперь в этой церкви выходит замуж сестра Лауры. Ей завидуют тоже - за жениха-каталонца и возможность уехать из дома в прекрасный внешний мир.
Фильм интересен прямо таки этнографическим погружением в контекст рассказываемой истории. Все, что происходит в кадре, отличается ненадуманностью, естественностью и если хотите - документальностью. Верится, что испанская глубинка живет именно так, и никак иначе.
Итак, свадьба пела и плясала и весьма натурально веселилась, пока не обнаружилась пропажа Ирены - дочери Лауры.
Похитители оставили газетные вырезки, напоминающие трагическую историю похищения девочки Кармен, потрясшую общину много лет назад.
А некоторое время спустя поступает сообщение от похитителей. Их требования просты: ребенок в обмен на 300 тысяч евро и никакого вмешательства полиции.
Подавленная драматическими обстоятельствами,Лаура отказывается привлекать к делу полицию. Напряженная и неразрешимая ситуация с каждым днем запутывается все больше. Подозрение падает на самых близких людей.
Приезд Алехандро, мужа Лауры, не приносит облегчения - он давно разорен и потерял бизнес. По этой причине он тоже попадает в число подозреваемых в похищении и шантаже.
К чести создателей фильма, ни одна из сюжетных линий не останется незавершенной. О многих сценарных поворотах можно догадываться заранее, но это не лишает картину правдоподобия, а героев - обаяния.
К просмотру рекомендуется!