Cлучилось мне в этом году выбраться в Гомель на одну научно-техническую конференцию. После работы секции осталось немного свободного времени, которое я с огромным удовольствием потратила на посещение замечательного гомельского Музея воинской славы, чьи коллекции охватывают внушительный период военной истории от Древней Руси до современности. Заходишь – и попадаешь на парад орденов, мундиров, оружия, героев и техники. Два этажа огромного удовольствия! Редкие фотографии, личные вещи значимых личностей, земля с мест боев и сожженных деревень Гомельщины, схемы, карты, донесения, военная и тайная корреспонденция, печатные станки военных СМИ, агитки, плакаты, оружие разных стран и эпох и т.д. А на заднем дворике расположился целый автопарк военной техники: бронепоезд с санитарным вагоном, пара вертолетов, истребитель, несколько БМП и самый первый БТР, галерея танков и самоходок, разные пушки, немецкий мотоцикл с люлькой, старенький Виллис, зенитка и катюша. Смотреть не пересмотреть! Ходила часа три и, если бы не ограничения по времени, ещё бы два точно проходила. Очень уж интересно!
В большей степени меня, конечно, интересовал период Великой Отечественной войны: что происходило в городе, его герои, злодеи, оккупация и освобождение. Экспозиция вполне исчерпывающая: вот Гомель довоенный, его дух, жизнь, повадки, а вот уже первые дни войны, первые разрушения, первые герои, вставшие на защиту города, переориентация производства, а вот уже страшная хроника оккупации, зверства новых властей, заигрывания и посулы, массовые казни, превращение целых районов в концлагеря (оказывается, в районе площади Восстания находился "Дулаг", где насмерть замучили 50% населения), издевательства над местными жителями, сожжение деревень, вот яростное сопротивление фашистам, подпольщики, саботажники, партизаны, рельсовая война, карательные рейды и операции, помощь фронту, вот история освобождения, форсирование Сожа, плавучие мосты, генералы, карты фронта, донесения, письма, приказы, возвращение эвакуированных, восстановление города, розыск пропавших.
На втором этаже разместилась целая галерея фотографий героев-гомельчан: летчикив, в том числе "ночных ведьм", танкистов, санитарок и докторов, моряков, десантников, тружеников тыла. Встретила там "знакомца" – А.И. Лизюкова, того самого танкового генерала, чьим именем названа улица в Воронеже. Помните, я писала о нем в одной из заметок? Так вот, он и два его брата родились на гомельской земле. Война сурово обошлась с ними: старший брат Евгений Ильич стал командиром партизанского отряда и погиб в 1944 г. в бою при прорыве из немецкого окружения, средний – Александр Ильич погиб под Воронежем, причем место его последнего упокоения до сих пор не найдено, младший – Петр Ильич командовал артиллерийской бригадой, дошел до Кенигсберга, где и погиб, сдерживая контрнаступление гитлеровцев. Петр и Александр Лизюковы были удостоены высшей воинской награды и пополнили пантеон Героев Советского Союза.
Также некоторая часть экспозиции отведена "сынам полка", их вкладу в дело Великой Победы и дальнейшей судьбе. Порадовал стенд про фронтовые браки между летчиками и танкистами и т. д. Слышала про эти союзы когда-то от бабушки, а тут еще и историю их почитать можно. Как, впрочем, и про фронтовую деятельность театров и советской эстрады. Почему-то им мало внимания уделяется, хотя они сыграла очень важную роль в поднятии боевого духа защитников. О том, насколько важную, можно судить по воспоминаниям народной артистки Советского Союза Н.В. Пельцер:
«Когда в Ленинграде (блокадном — прим. авт.) произошла авария и около месяца в городе не было света, театр работать не мог, а заводы работали при коптилках, — первыми, кому дали потом электричество, были Кировский завод и Театр музыкальной комедии».
Отдельно представлено участие гомельчан в разных локальных конфликтах и войнах: в Чехословакии, Алжире, Вьетнаме и др. Коллекция собрана в основном из личных вещей воинов-интернационалистов и документальных фото. Для большей наглядности имеется несколько стендов с сухими сводками: общее количество земляков-участников и число погибших. Стоит ли говорить, что больше всего сыновей Гомельщины полегло в Афгане и Чечне?.. Здесь меня в основном интересовали фото – непроизвольно искала знакомые по книге троюродного брата лица. Перестройка стерла многие контакты, разметала однополчан по свету, неизвестно, как сложилась дальнейшая их судьба.
Техника, к сожалению, располагается на небольшом пятачке земли, поэтому визуально не производит большого впечатления, хотя парк танков – это что-то! Влазить на них, как возле минского Кургана Славы, нельзя, но смею вас уверить, и просто стоя рядом, ощущаешь их грозную мощь. Кстати, здесь мне немного подфартило: гуляя меж "колесницами войны", я натолкнулась на миниэкскурсию ветеранов. Некоторые дедушки оторвались от группы и свободно бродили по территории, по-дружески похлопывая теплые бока самоходок, уважительно посматривая на воздетые орудийные башни и бурча под нос, де, "это позже появилось на фронте, чем у вас написано" или " а здесь люк бренчит при колдобинах".
Одним словом, восхитительный музей. Единственная ложка дегтя – тотальная неосведомленность смотрительниц в экспонатах. Хотя бы в общих чертах свою вотчину надо знать . Детали, понятное дело, лучше у научных сотрудников спрашивать. Однако обидно, когда 9 из 10 вопросов вызывают недоуменное пожимание плечами и совет обратиться к экскурсоводу.
Гомель. Апрель 2019 г.
Фото автора.